Однажды Константин leniniw Сивко собрал вещи и отправился из белорусского города с населением в 8 тысяч человек в Минск. В столице ему предложила работу студия GameShow. Там он комментировал киберспорт до 2014 года, а после уехал покорять Киев. С тех пор Ленин — штатный сотрудник студии Starladder. Его голос сопровождал самые крутые турниры по Counter-Strike. Мы пообщались с Константином. Разговор вышел насыщенным.
— Как живётся в Киеве с приходом Covid-a?
— На самом деле мало что изменилось, в основном сижу дома. В начале пандемии редко появлялся на улице. Самый большой минус — карантин в две недели, если хочешь вернуться на родину, а потом ещё и две недели в Украине. Сложно съездить домой, хотя очень хочется.
— То есть ты часто бываешь дома?
— Ну, пару тройку раз в год стараюсь бывать. В последний раз был на Новый год.
— Не испугался «короны», учитывая всю шумиху в медиапространстве?
— Нет. Я такой человек, который нечасто поддаётся каким-то массовым психозам. Стараюсь тщательно изучать вопрос. Как говорится, от судьбы не уйдёшь.
— Какие меры предосторожности в студии?
— Мы сейчас не здороваемся за руку, в основном просто отбиваем «кулачки». Ничего такого, чего бы не было у других.
— Болел ли кто-то из знакомых?
— Да, было-было. Недавно писал один человек из киберспортивной индустрии, консультировался. У него были симптомы Ковида, а я уже всем этим переболел. Благо всё обошлось и он перенёс заболевание на ногах.
— Некоторые команды в период пандемии оккупировали достаточно высокие места в рейтинге. Как считаешь, объективны ли их заслуги в такой ситуации?
— Абсолютно нет. Игры проходят только внутри регионов, так что лидеры своих континентов не могу соревноваться друг с другом. Этот рейтинг теряет всякий смысл. Сейчас можно зайти на HLTV и увидеть EG на первом месте. Ну как это может быть объективно? Нынешнее положение североамериканских коллективов смазывает и состояние европейских команд. Элементарный пример — Chaos на одном месте со Spirit!
— Ну, их путь начался задолго до DreamHack Masters Spring 2020: Europe, всё закрутилось ещё с приходом syrsoN и k1to. Да и BIG в принципе коллектив очень крепкий. Если мы взглянем на игроков и их бэкграунд, то там есть tiziaN, который выступал в Mousesports в 2015 году — жёсткий олд. tabseN — это вообще один из лучших игроков планеты Земля, не по рейтингу, но по «импактности». Я бы мог его поставить в один ряд с NiKo, например. Возможно, в нынешней форме Ковача tabseN будет его даже обгонять. Да и тот же XANTARES — легенда мирового Counter-Strike, которая на заре соревновательной сцены обгоняла таких мастодонтов как GeT_RiGhT и f0rest. Он просто не может ослабить команду. Ну и syrsoN, конечно, которого s1mple ставит на первое-второе место в своём топе снайперов. Так что не думаю, что дело именно в камбэке с G2. У BIG есть кому играть. Камбэк лишь помог до конца осознать, что они — одна из лучших команд в мире.
— А не будет ли проблем с XANTARES когда вернутся ланы?
— Нет, не думаю. Ксант выигрывал ланы и до подписание его «бигами». Он ещё и очень трудолюбивый игрок. После того знаменательного камбэка против G2, Ксант запустил стрим и стримил четыре карты FPL. Отдельное уважение ему и за его преданность игре. В Турции он продолжал выступать с зарплатой в 500$. Сложно найти такого европейца, который стал бы с таким мириться. А Space Soldiers играли в своё удовольствие, играли сердцем, и XANTARES это в итоге куда-то привело.
— Твой прогноз, как дальше будет развиваться ситуация с вирусом, и долго ли протянет киберспорт в текущем формате?
— Не думаю, что в ближайшее время улучшится ситуация по заболеваемости в мире. Так что есть вероятность, что и любой ближайший лан будет отменён. Думаю, что к тому обилию лан-ивентов, что было в 2018-м и 19-м годах, мы не придём ещё долго.
— Почему большие спортивные клубы, вроде «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед», с такой неохотой идут в киберспортивную среду?
— А зачем им туда идти? Им есть чем заниматься помимо киберспорта. Их деятельность — это футбол. Когда ты такой большой клуб, как «Барселона», «Манчестер» или «Челси», то у тебя своих дел хватает. У тебя нет потребности в ещё какой-то аудитории. Ведь для вхождения нужна своя инфраструктура, нужно серьёзно этим заниматься, необходимо найти менеджеров, инвесторов, спонсоров, партнёров. Если брать конкретную дисциплину — CS:GO, то её развитие может продолжаться ещё десятки лет, а может закончиться через два года, так что этот момент тоже требует тщательного анализа. Большим клубам это сейчас просто не нужно.
— А разве клуб не должен быть заинтересован в новых болельщиках, в развитии своего бренда?
— Ну, со стороны больших клубов, проще сейчас занять выжидающую позицию и смотреть, к чему придёт киберспорт. Такие клубы могут ждать и десяток лет, они же на то и крупные, им всё равно. А потом, когда CS достигнет пика, спортивные функционеры сделают перспективное вливание в эту нишу. Тому же ФК «Копенгаген» навряд ли инвестиция многое принесла. Сомневаюсь, что они сейчас всем довольны.
— Пару лет назад, новость о признании киберспорта официальным видом вызывала большой ажиотаж. Теперь о таких сообщениях почти не говорят. Стоит ли киберспорту рваться в олимпийский список?
— Думаю, что ему и так неплохо. Спустя пару лет, Олимпиаде самой понадобится, чтобы к ней пришёл киберспорт. В Украине и России компьютерный спорт признан, но на него это не влияет никаким образом. Разве что в таких странах проще решать организацию турниров через государственные органы. В целом, дисциплины набирают просмотры и без официального признания.
— А привязка киберспорта к традиционным соревнованиям не позволит ему прожить дольше, чем он мог бы?
— Навряд ли. Про условную Доту и так все знают. Если в неё не захотят играть, людям будет без разницы, официальная это дисциплина или нет. Ситуация у того же CS такая, что конкурентов просто нет. Было время, когда мне надоел CS, я просто приезжал в студию, комментировал матчи и уезжал, всё. Я не прикасался к игре два года. И за это время конкурентов просто не появилось. Так что тебе либо нравится, либо ты игнорируешь целый жанр. Приток от традиционных соревнований может быть разве что в виде старшей аудитории. Расширение аудитории в сторону целевой я не вижу. Да и зачем? Это принесет новые правила, которые будут регулироваться комитетами, «людьми в пиджаках». Пусть лучше будет единый регулятор — компания Valve.
— А как же телевизор? Это же совсем другой сегмент зрителей.
— Никакого прироста не будет. Это привлекает внимание целевой аудитории, а не новой. Представь: тебе 35+, ты смотришь метание ядра, а потом начинается какое-то месиво в CS. Ты просто переключаешь канал. Были конкретные прецеденты. Например, с Матч ТВ, который транслировал EPICENTER. Телевизионщики от этого очень быстро отказались из-за высокого порога вхождения для людей, которые привыкли к телевизору. Ты уже в возрасте, у тебя дети, ты смотришь на это всё со стороны и понимаешь, что оно тебе просто не нужно. Рейтинги были крайне низкими. 10 лет назад никто даже и не мог представить, что наша сцена так выстрелит. Лучше просто наслаждаться тем, что у нас есть сейчас. Рынок и индустрия сами должны себя отрегулировать, не нужно бежать впереди паровоза.
— Может ли виртуальный спорт встать с большим на один уровень?
— Конечно. Когда мне было лет десять, всё моё окружение активно интересовалось футболом. Все знали команды, знали игроков. Мне футбол никогда не был интересен. Сейчас же я наблюдаю такую тенденцию у более молодого поколения: футбол больше не считают самым популярным видом спорта. У людей есть компьютеры, порог вхождения для ребят помладше достаточно низкий. Для игры в тот же футбол нужно собрать команду, отыскать соперника, найти поле, физически себя нагружать, напрягаться. Это сложно. А вот чтобы поиграть в CS:GO, тебе нужен один компьютер и сама игра. Так что со временем, либо CS:GO, либо какая-то другая дисциплина, сможет поравняться со спортом и, возможно, даже обогнать его.
— Нужен ли киберспорту полноценный трансферный рынок?
— Да в определённом виде он существует и сейчас. Просто относительно большого спорта он ещё в зачаточном состоянии. Тот же Kjaerbye ушёл не из-за проблем с трансферным рынком, а потому что там было окно в контрактах, между старым и подписанием нового. Просто наш рынок зиждется на человеческих отношениях. В последнее время слышал много историй, в которых игроку предлагали контракт в тир-3 коллективе. Говорят, что этот договор — чистая формальность, несёт в себе лишь перестраховочный характер. Обещают и зарплату куда больше, и достижения разные — главное, подпиши. А потом, когда тобой интересуется какой-то гранд мировой сцены, за тебя просят безумные деньги. Были истории, когда NaVi хотели подписать игрока из тир-2 команды, а за него запрашивали суммы, которые потом никак не окупят трансфер. За такие деньги можно собрать себе вторую команду. Да и никто не хочет усиливать конкурента. И ситуаций таких много. К более профессиональным контрактам и трансферному рынку киберспорт ещё придёт.
— А хорошо ли для сцены то, что даже принципиальные соперники в один момент могут обменяться игроками, как это часто происходит?
— Ну, несостоявшийся трансфер FL1T можно рассматривать как нежелание усиливать прямого конкурента. Так что таких ситуаций меньше, но они имеют место быть.
— Всё большее количество команд раздумывает о лавке запасных. Как тебе такая инициатива?
— Здорово, на самом деле. Это даст и мотивацию игрокам в составе, и повысит зрелищность некоторых турниров. Регламент BLAST не запрещает замены игроков прямо по ходу матча, например. И это очень интригующе: когда заканчивается первая карта какого-нибудь полуфинала, Astralis проигрывают 1-0, они меняют Bubzkji на Xyp9x между картами и выигрывают серию 2-1. Я однозначно за это. И конкуренция внутри коллективов возрастет. Далеко ходить за примером не надо. Astralis на ESL PRO LEAGUE играли с Bubzkji, проиграли, а потом пришёл gla1ve, и они больше ни одного матча не отдали.
— С большой популярностью в киберспорт приходят и большие спонсоры. Самыми активными оказываются букмекерские конторы. Но основной контингент зрителей — это люди до 21-го. Часто еще школьники. Корректно ли такое количество букмекеров среди спонсоров?
— Тут двоякая ситуация. Я не понаслышке знаком с тем, к чему могут привести азартные игры, это действительно может быть катастрофа. Нужно относиться к ставкам с осторожностью. Потенциал развития зависимости очень высокий. С другой стороны, это приносит серьёзные инвестиции. Люди приходят к букмекеру и оставляют там деньги, которые идут на спонсирование нашей индустрии. И это хорошо, как мне кажется. А думать о последствиях должны регуляторы, госорганы. Это как с запретом рекламы алкоголя. Со временем к регулировке придут. И справедливости ради, я всегда предупреждаю о рисках свою аудиторию.
— Насколько пристально следишь за ситуацией в Беларуси?
— Достаточно внимательно. Все эти телеграмм-каналы у меня в телефоне, так что время от времени почитываю. Порой друг что-то докладывает с места событий, пишет, рассказывает.
— Когда до тебя дошли новости об событиях, которые происходили в стране в первые дни после выборов? Как ты на них отреагировал?
— Когда только всё это началось, девятого августа, меня попросил приехать MAINCAST, закрыть матч. Я как раз не спал целую ночь, и во время игры, в перерыве между картами, я начал читать все эти новости, словил очень горькое чувство, попросил Квана закончить комментировать без меня и просто уехал. Был в шоке…
— Как ты считаешь, может ли обстановка в стране навредить развитию белорусского киберспорта?
— Да, конечно. Конкретный пример: когда всё это началось, Nemiga должна была играть матч, но им отрубили интернет. Но я не думаю, что в какой-то долгосрочной перспективе навредит, потому что эта ситуация разрешится, так или иначе. Или власть сменится, или мы станем частью другого государства, всякие варианты могут быть. Да и с развитием киберспорта в Беларуси определённые проблемы. Есть Nemiga, есть турнир МЭТА, который проводится каждый год, но на этом как-то всё. Так что не очень ясно, чему там вредить и каким образом.
— А как же минский Starladder?
— Да, но проводили же его не белорусы. Лично для меня этот лан по эмоциям переплюнул даже Berlin Major. Минский Starladder — лучший турнир, который я когда-либо комментировал с места. Я бы очень хотел, чтобы это повторилось. «Минск-Арена» — отличная площадка для проведения. Я искренне верю, что со временем мы придём к таким крупным турнирам. У Беларуси есть все данные для проведения таких масштабных ивентов.
— А что помешало сразу занять такую нишу?
— Вообще, организаторам очень понравился турнир, и экономически он выстрелил, и показал, что Беларусь — отличное место. У арены вместимость 15 тысяч, и вся она была забита. Но самые большие сложности вызвало государственное регулирование. Людей после 22 часов просто брали и выгоняли из зала, вынуждая доигрывать поздние матчи при пустых трибунах. Наверное, это и стало основной причиной. Против лома нет приёма.
— Сейчас многие активно сватают The International в разные уголки мира, даже в Беларусь, ходили такие слухи. Как ты считаешь, Минск подходящий город для проведения крупных турниров?
— Опять же, Минску нужно было цепляться за возможность стать «киберспортивной столицей» после проведения Starladder в 2016 году. А сейчас уже в Украине отстраивают арены для турниров, очень уважаемый Александр Кохановский выкупил целую гостиницу «Днiпро» в центре Киева и будет делать из неё киберспортивную. Теперь уже возросла конкуренция. Так что Минску будет сложно, но условия есть.
— Только недавно Мейнкаст запустил трансляции для украинскоязычной части населения. Как думаешь, хорошая ли идея создать аналог в Беларуси с комментариями на мове?
— Хуже от этого точно не станет. Почему нет? Просто аудитория таких трансляций будет достаточно локальной. У этого есть определённая причина, все же мы говорим на русском. Я за пять лет жизни в Киеве так и не выучил украинский. Единственное, где он нужен — в кинотеатре. Здесь просто все фильмы на украинском, недавно ходил на «Довод», мало что было понятно.
— Возьмём постсоветское пространство. В Украине очень популяризирован Киберспорт, страна является частым «хостом» для крупных турниров. В России развитие ничуть не хуже. Ты пожил в Бресте, в Минске, а теперь перебрался в Киев. Чем отличается киберспортивная жизнь в Беларуси и в Украине?
— Конкретно — ничем. Одни и те же обязанности. В плане комментирования просто поменялось место работы. Если рассматривать с точки зрения поддержки болельщиков, то за тех же NaVi болеют одинаково независимо от части СНГ. Появись в Беларуси какая-нибудь команда, которая бы стабильно участвовала в тир-1 турнирах, за неё бы топили точно так же. Потому что киберспорт уже давно отошёл от территориальной привязанности. Не всегда люди влюбляются в команду по принципу базирования. Каждый находит для себя сам, за что поддерживать ту или иную команду.