Отношение к киберспорту со стороны Valve и Riot Games — двух компаний конкурентов — в корне отличается. Одни сами формируют лиги, регламент их проведения и щепетильно подходят к решению проблемы токсичности в комьюнити. Другие же игнорируют самостоятельную организацию чего бы то ни было, не знают о едином своде правил, да и не особо-то радеют о чистоте сообщества. Казалось бы, ситуация проста и понятна и обсуждать тут нечего, но мы бы хотели провести беспристрастный анализ и выяснить, чей же подход более правильный и выгодный?
Valve уже довольно долго никак не регламентирует игровые отношения, не проводит свои лиги и, в общем-то, не планируют начинать. Да, компания обещала запустить свою Dota Pro Circuit в этом году, но проклятый коронавирус смешал им все карты. Хотя, что уж тут говорить, сама эта лига буквально с ноги врывается в устоявшуюся ситуацию на турнирном рынке Dota.
Предполагается, что Valve начнет организовывать несколько ежегодных лиг, внутри которых команды будут еженедельно соревноваться за (не)значительные призы. И сразу же всплывает 2 интересных факта. Плотность игр в лиге настолько высокая, что у команд буквально не останется возможности участвовать в сторонних событиях. А не участвовать нельзя, ведь на «инт» попадают именно благодаря полученным за занятое место очкам. Да и призовые, мягко говоря, не впечатляют.
За первое место команда будет получать всего 200 тыс. $, это при том, что раньше несколько раз в год проводились чемпионаты, на которых разыгрывали по несколько миллионов призовых. Не стоит забывать и том, что содержать топовый дота-состав — дело недешевое, поэтому организациям придется тряхнуть мошной и достать средства из своего кошелька. Это особенно важно с учетом того, что и сейчас не всем организациям хватает турниров, чтобы прокормить своих игроков. А с введением новой системы лиг этих самых соревнований станет ещё меньше, так что тяжело спрогнозировать, что в итоге будет с профессиональной сценой.
Valve вообще не особо заботит общая киберспортивная экосистема. Сейчас все больше и больше организаций закрывают свои составы за ненадобностью просто потому, что тир-2 коллективы держать невыгодно, а тир-1 — слишком дорого. В целом, инфраструктура «малых» турниров для команд второго эшелона не развита от слова совсем.
Это же касается и региональной политики развития, её нет. Характеризовать подход Valve к киберспорту можно так: “Вот вам игра, делайте, что хотите, ну и не забывайте донатить на компендиум. Мы вам «инт» на лопате принесем, а дальше уже сами”.
А что же Riot? Ну, у этих ребят все более упорядочено и систематизировано. Так уж вышло, что вся киберспортивная составляющая League of Legends несколько «беднее» ее MOBA собрата. Там нет насколько же монструозных призовых, однако это компенсируется стабильностью и уверенностью в будущем.
Как пример, призовой фонд The International 2019 составлял целых 34 млн $, в то же время общая сумма денежных наград для участников Worlds 2019 — жалкие 2 млн. $ плюс проценты от продажи скинов. Шутка ли, но сообщество LoL это устраивает. Почему?
Просто Riot постоянно работает над расширением своей географии и прикладывает усилия к развитию не только тир-1 сцены, но и помогает командам поменьше, стимулируя их играть именно в Lol. Так, например, недавно была продана франшиза на Бразильскую лигу, где будут выступать коллективы, о которых не знают не то что многие лолеры, да и прожженные фанаты киберспорта.
Постоянно продвигаются и студенческие лиги. На них выделяются средства, формируются свои команды и экосистема, которая в будущем порождает талантливых игроков. Весь игровой год разделен на сезонные лиги, в конце которых проходят крупные ивенты. Турниров от сторонних организаторов, конечно, не слишком много, но у топовых коллективов на них все равно нет времени.
Впрочем, и здесь не все так радужно. Riot, как прогрессивная западная компания, крайне подвержена веяниям борьбы за чистоту сообщества, из-за чего кара за «неправильное», с их точки зрения, поведение может оказаться крайне жестокой. В 2017, например, на полгода был забанен российский игрок Кирилл Likkrit Малофеев. Причиной стало нелицеприятное высказывание о Континентальной лиге. И это самое «нелицеприятное» является второй проблемой Лиги.
Lol не очень привлекателен для инвесторов и крайне дорог в содержании для организаций. Likkrit заявлял, что один состав по «лиге» может «съедать» сумму, эквивалентную той, что необходима для трех команд по другим дисциплинам.
И что же мы получаем? Riot более ответственно подходят к организации досуга киберспортсменов и развитию индустрии в целом. Да, денег в дисциплине не хватает, и сами Riot душат инакомыслие, но это не мешает географии турниров расширяться, а компании работать над игрой и просто делать свое дело.
Valve же давненько открыли вентиль, являющийся их символом, и успешно качают денежки из игроков. Каких-то потуг в сторону улучшения микроклимата внутри дисциплины не наблюдается как со стороны самой компании-разработчика, так и от сторонних студий. Из плюсов — почти полная свобода действий организаторов турниров и огромные призовые для тир-1 команд.
Диаметрально противоположные подходы дают противоположные результаты. Чье кунг-фу сильнее? Решать игрокам и зрителям. И так получается, что за соревнованиями по Lol наблюдает куда больше фанатов. Но при этом обе компании получают гигантскую прибыль. Разница лишь в том, что «лига», существуя дольше Dota 2, умудряется сохранять свою аудиторию. А вот детище Valve уже не первый год теряет позиции в игровом комьюнити.