Хоккейный симулятор обычно остаётся в тени FIFA. Сами понимаете, в мире больше фанатов футбола, чем хоккея. В этом году релиз NHL 21 разделен на два этапа: в октябре игра вышла для PlayStation 4 и Xbox One, в декабре ее смогут попробовать владельцы PlayStation 5 и Xbox Series X.
Однако для многих белорусов NHL 09 привлекательнее новых версий симулятора. И все благодаря 19-летнему Роману Аниськовичу. На протяжении последних четырех лет он создает моды для последней «компьютерной» версии. В нее Роман добавляет новые команды, молодых игроков и актуальные логотипы.
Первое обновление «Белорусской хоккейной лиги» появилось в 2016 году. Тогда Рома был 15-летним школьником из деревни Замхово Витебской области, который свой «рабочий» ноутбук подпирал карандашом, чтобы техника не развалилась. Юный мододел трудился на голом энтузиазме. Ему помогали около 10 человек, в основном из России. Рома подбирал составы команд и навыки для игроков, которые распределял, исходя из своих личных наблюдений. Его коллеги занимались прорисовкой лиц хоккеистов и формы, а также оформлением ледовых арен.
В какой-то момент на парня обратили внимание и в федерации, и в СМИ. Даже местные органы власти наградили грамотой. Тогда ему обещали поддержку и помощь.
Но вот прошло четыре года. Мальчик из деревни Роман Аниськович закачивает обучение в колледже по специальности «учитель начальных классов», комментирует матчи, берёт интервью у белорусских хоккеистов и все также на голом энтузиазме занимается разработкой новой модификации БХЛ 2021. Мы пообщались с ним и узнали подробности нового мода.
— На какой стадии разработки обновление?
— Точных дат выхода, как создатели Киберпанка, называть не буду. Отмечу, что кардинальных изменений не произойдет. Графика станет лучше. Обновим составы, форму и актуальные логотипчики. Более стилево будет. Хотя и не стану отрицать, что могу это дело остановить.
— Какие проблемы возникают в работе над модами?
— Когда только запускал проект, было трудно найти информацию и хорошие, качественные фото для прорисовки лиц. Но сейчас многое изменилось. Работая над версией этого года, мог спокойно зайти на сайт любого клуба и найти снимки или попросить пресс-секретаря нужной команды. Они с удовольствием помогают. Сейчас моя главная проблема — это нехватка времени.
— Кто тебе сегодня помогает в разработке?
— Россияне, которые делают мод «Российской хоккейной лиги». Собственно их работа и легла в основу наших обновлений. Они мне оказали поддержку в возрождении белорусской версии игры еще в 2016-ом. Одни ребята рисуют форму, другие льды. Я отвечаю за проработку лиц, за формирование составов, за создание портретов хоккеистов в игровом меню. Конечно же, собираю материалы для мода и координирую проект. Еще регулярно общаюсь с пользователями в группе в VK, которая посвящена моду. Провожу опросы, чтобы узнать мнение геймеров. Нужно держать связь с публикой, чтобы она была в курсе новостей, а мы знали, как лучше делать обновление.
— Белорусская федерация хоккея как-нибудь тебе помогала?
— Когда про меня написали первый раз, сразу же откликнулся спортивный директор ФХРБ Александр Владимирович Хромылев. Он поощрил за труд и пригласил в федерацию. Прошло очень приятное знакомство с людьми, которые там работали. Заинтересованность была. За эти годы многие ушли их ФХБ. Вряд ли кто-то остался из тех людей.
Сейчас никто не выходит на связь и помощь не предлагает. Когда мод БХЛ 20 вышел, я попросил, чтобы пост на сайт добавили. Заинтересованности какой-то нет. Игра, конечно, старая. Но могли бы больше писать об этом, помогать хоть как-то. Все-таки популяризирую наш хоккей. Это может быть интересно белорусским болельщикам.
— Сколько ты уже выпустил обновлений?
— Вышло три мода — БХЛ 16 и БХЛ 17. Последнюю посвятил легенде белорусского хоккея Руслану Салею. Пытался работать над версиями 2018 и 2019 годов. Но времени не хватало. Да и на голом энтузиазме далеко не проедешь. Потом в белорусской экстралиге случился ребрендинг — появились новые логотипы и формы. И я решил, что это однозначно надо перенести в виртуальный мир. Выпустил БХЛ 20. Добавил туда новые клубы и две лиги — А и Б. Сейчас доделываю обновление составов. Вернулся к моду, так сказать.
— Насколько популярны твои модификации?
— Раньше к ним было больше внимания. Потому что они не сильно отличались от последней компьютерной версии NНL, которая вышла в 2009 году. Сейчас появляются новые консоли, для них выходят более мощные симуляторы. Многим на ПК играть, в общем-то, уже не интересно. Но если нет возможности купить приставку и последнею версию, то приходится пользоваться компьютером. Конечно же, и белорусские клубы добавляют интереса. Но, к сожалению, популярность моих модификаций падает и будет падать, потому что игра старая.
— Как тебе вообще пришла идея стать автором обновлений?
— Поиграть в компьютер любил, особенно в хоккей. Как-то познакомился с россиянами, которые делали моды РХЛ. Помогал им какое-то время создавать отдельные элементы для их проекта. Учился у них. А потом решил возродить нашу БХЛ.
— Тебе всегда так сильно нравился хоккей?
— Вообще в детстве священником хотел стать. А потом в восемь лет по телевизору увидел матч чемпионата мира. Кажется, играли Венгрия и Беларусь. Наши тогда победили со счетом 3:1. Очень понравился этот спорт. И меня увлекло. С папой начали регулярно смотреть трансляции поединков.
Первый раз на «Минск-Арену» попал в 2014 году, когда «Динамо» играло со СКА. Потом в 2016-ом смотрел с трибун противостояние «зубров» и ХК «Сочи». Эти поездки были как праздник.
Сейчас, конечно, могу позволить себе частые поездки в Минск на хоккей. В прошлом сезоне вообще удалось поработать корреспондентом на одном из матчей столичного «Динамо».
— Чем еще занимаешься кроме разработок?
— В прошлом году на YouTube запустил проект «Голмимоворот». Это развлекательная программа о белорусском хоккее, где мы знакомим болельщиков с игроками экстралиги. Устраиваем им какие-то викторины, задаем нестандартные вопросы. Все делается с юмором. Хочу раскрутиться в этом плане. Сегодня не могу похвастаться большим количеством подписчиков. У нас нет хорошей камеры и петличек. Все делаем вдвоем — я и пресс-секретарь новополоцкого «Химика» Женя Кемстач. Он оператор, а я ведущий программы. Отснятый материал монтирую, потом заливаю на YouTube. В будущем хочу собрать команду, чтобы делать реально интересный и качественный продукт. Если появится какая-то заинтересованность, буду только рад. Делаю всё с нуля, посмотрим что из этого выйдет.
— Что планируешь после выхода очередной модификации?
— Скажу честно, моя заинтересованность в этом проекте падает. Но бывает, находит вдохновение, сажусь и работаю. Я никому ничем не обязан. Мне никто за это не платит. Поэтому в любой момент могу отойти от дел. Но вижу, что ребята ждут и хотят поиграть. Для них все и делаю.
Что же касается просто жизненных целей, то в следующем году буду поступать на журфак в БГУ. Хочу стать спортивным журналистом. Надеюсь, что проект «Голмимоворот», который недавно попал на областной этап конкурса «100 идей для Беларуси», поможет мне раскрутиться и показать себя. Время покажет.
Немного цифр напоследок. Мод БХЛ 16 скачали больше 1000 раз, БХЛ 17 — не меньше 7000. А БХЛ 20 с апреля достигла отметки в 2000. Если вы захотели познакомиться с разработками Ромы, то вам дорога в группу в VK, где есть ссылки на все модификации.