Люди ждали выхода этой игры 8 лет. Каждый из многочисленных переносов вызывал вспышки негодования в интернете. Ну а релиз, как ожидалось, вообще должен был взорвать всемирную паутину. И в день выхода Cyberpunk 2077 игровой мир и правда взорвался, можно даже сказать, бомбанул! Но не совсем так, как того хотели разработчики проекта из польской студии CD Projekt RED.
Компания предоставила журналистам до релиза только PC-версии игры. Пресса с удовольствием накинулась на горячую новинку, вооружившись запредельно нафаршированными компьютерами. В итоге — первые рецензии, увидевшие свет, нахваливали Cyberpunk. Дескать, отличный сюжет, крутой визуал… А! Ну еще есть баги местами, но их поправят.
Возможно, на PC за тысячи эдак две долларов игра действительно работает неплохо. Но сколько геймеров могут запустить Cyberpunk на мощных машинах с видеокартами RTX 3090? Считанные проценты, если не доли процентов. Так что обозревать главную игру года (десятилетия?) мы решили на машинах, доступных широким массам — на PC с GTX 1070 и PlayStation 4 (базовой версии). Нужно отметить, что в ходе написания материала ни один журналист не пострадал, но все-таки повторять такие жестокие эксперименты над собой в домашних условиях мы вам не советуем…
PlayStation 4. Оно живо?
На PS4 сразу после запуска пользователя ожидают: разрешение, не дотягивающее до 1080 p, мыльная картинка, ядреная зернистость и примерно 16-25 fps (в зависимости от сложности сцены). Увидеть такое на консоли в 2020 году — шок. Текстуры персонажей и объектов подгружаются по несколько десятков секунд, оружие не сразу появляется в руках, а количество полигонов на персонажах можно пересчитать на пальцах рук. Уровень детализации будто предлагает отправиться в путешествие во времени, но не в 2077 год, в а 2004-й. Хотя… В 2004-м мир увидел Half-Life 2, и выглядит культовый шутер от Valve заметно лучше, чем консольная версия Cyberpunk. Без шуток.
В таких условиях удалось пройти только корпоративный пролог игры. Что уже можно считать подвигом. Ведь экшн-сцены и погони, которыми разработчики хотели поприветствовать геймера в своем чудесном мире будущего, оказались практически неиграбельны. Управляться с оружием в таких условия невозможно, особенно когда виртуальные враги начинают двигаться. Благо, искусственный интеллект у местных болванчиков далеко не передовой и бегают оппоненты совсем не часто, больше стоят и тупят, хлопая кибернетическими ресницами.
Первый (и последний) выход в открытый мир напрочь отбил всякое желание продолжать прохождение самоистязание на PS4. Город встречает игрока противоестественным освещением, отсутствием нормальных теней, еще более дикими просадками fps и армией клонированных пластиковых манекенов, изображающих некое подобие жизни. На этом моменте в версии для консолей прошлого поколения нужно пускать титры. Ведь если продолжить играть, то можно оказаться в ситуации, когда глаза придется заменять кибернетическими имплантами. Смотреть на все это безобразие физически больно.
Забавно, что есть в интернете блогеры, выступающие с заявлениями вроде: “Ну это же консоли, на них игры всегда выглядели хуже, чем на PC, чему все удивляются? Это же нормально!”. Нет! Ненормально. Никто и не говорит, что версия игры для PS4 должна работать так же хорошо, как на компьютерах. Но она, как минимум, должна работать. Четвертая “плойка” умеет удивлять отличной картинкой. Red Dead Redemption 2 — прекрасна на пастгене. То же самое с GTA 5, The Last of Us Part II, Battlefront и массой других проектов. Даже, прости господи, Fallout 4 выглядит и работает значительно лучше.
Для CD Projekt RED такой консольный релиз — это провал. А если вспомнить заявления компании, обещавшие нам “удивительно хорошо работающую игру на консолях прошлого поколения”, то возникает острая необходимость взять в руки вилку и снять лапшу с ушей. Пользователей просто обманули. Причем сознательно. Разработчики не показывали геймплей консольной версии игры до релиза и пускали пыль в глаза клиентам. Но зачем? Они же знали, что люди рано или поздно увидят этот непростительный позор. Последствий не избежать. Последствия совершенно закономерно рухнули на головы руководителей CD Projekt RED. Акции компании обвалились, как fps при запуске Cyberpunk. Поделом!
PC. Оно живо!
На компьютере далеко не самом передовом, но и отнюдь не “деревянном”, картина куда более радужная. Да, вы не увидите умопомрачительной графики, баги все равно будут стабильно появляться, а текстуры порой будут прорисовываться перед самым носом. Но после погружения в ад PS4-версии все эти мелочи кажутся совершенно незначительными. Просадки fps стали куда менее заметными, а город наконец зажил по-настоящему: трафик, неоновые витрины, прохожие, атмосферные небоскребы.
На PC можно погрузиться в игровой мир с головой. Да, порой придется выныривать на поверхность из-за провалов под текстуры, забагованных NPC или корявого искусственного интеллекта. Но в общем картина приемлемая. Обладатель достаточно мощных компьютеров могут уже сейчас покупать игру, она более чем работоспособна. А после патчей, обещанных CD Projekt RED, производительность должна значительно улучшиться.
Вопрос лишь в том, почему Cyberpunk выпустили сейчас в полусыром виде? Неужели все из-за давления инвесторов. Разработчики ведь прекрасно знали, что игра не готова на сто процентов, даже на PC. Честно говоря, еще один перенос комьюнити встретило бы гораздо лучше, чем вот такой скандальный релиз. Можно сколько угодно исправлять ошибки и недочеты, но первое впечатление уже не сгладить. И это печально…
Как играется?
Отвлечемся от технических неполадок и, наконец, поговорим об игре, как о произведении. Сюжет, несмотря на свою тривиальность, способен увлечь, развлечь и удерживать в напряжении. История протагониста по имени Ви, слегка быдловатого бандюги из будущего, явно найдет отклик у аудитории. Особенно в СНГ, где дети воспитывались на “Бумере” и “Бригаде”. Сюжет сходу забрасывает вас в разборки корпораций, политиков, банд и знаменитостей. Решать конфликты придется в основном с пушкой в руках.
Особой RPG-шной вариативности Cyberpunk не дарит. Заговорить врага и решить проблему красноречием не получится. Как не получится и найти много вариантов для реализации боевой системы. Пути, по сути, два: можно идти напролом или “хакать” окружение и действовать скрытно. Первый способ прохождения — куда более веселый и работоспособный. Ведь стелс в Cyberpunk достаточно топорный и скучный. А вот оружия в игре много. Стрелять можно из пистолетов, дробовиков, винтовок, “снайперок”, автоматов, пулеметов и прочих развеселых девайсов. Хотя сам “шутинг” звезд с небес не хватает, реализовано взаимодействие с оружием посредственно. Но спустя несколько часов о недочетах начинаешь забывать. Да и в руки всегда можно взять катану.
Количество квестов в Cyberpunk — просто запредельное. Сюжетные в местной иерархии заданий стоят на первом месте. Они отлично срежиссированы, сопровождаются колоритными диалогами и запоминающимися персонажами. Многие “побочки” реализованы по той же схеме и практически не уступают основной цепочке. Но есть и банальные активности из разряда “зачисти лагерь, убей босса”. Карта пестрит вопросительными и восклицательными знаками, так что скучать в игре не придется. Нужно ли выполнять второстепенные задания? Скорее да. Иначе полную картину от игры не получить. Можно, конечно, пролететь по сюжету за несколько десятков часов, но такой спринт принесет куда меньше удовольствия и превратит игру с глубоким открытым миром в линейный, почти коридорный, шутер средней руки. Да и вариативность концовок напрямую зависит от вашего участия в побочных миссиях. Так что не проходите мимо. Хотя игра и будет вас упорно толкать в сторону основных заданий.
Прокачка в Cyberpunk сделана будто для вида. Все важные навыки вы получите уже на первых уровнях и с этим набором сможете смело идти навстречу приключениям. При этом большинство умений используются в первую очередь в бою. Никаких самодостаточных “мирных” опций игра не предлагает. Да, ваши навыки можно будет применить в диалогах, чтобы выдать какую-то оригинальную реплику, но проблема в том, что эта самая реплика на ход задания никак не повлияет. Вы просто получите дополнительную информацию о мире Cyberpunk. То же самое с выбором предыстории персонажа. На ход квестов в большинстве случаев повлиять нельзя. Как нельзя изменить характер своего персонажа. Ви, как Геральд из “Ведьмака”, личность самодостаточная и повлиять на нее вы не в силах. Вам не стать тихим ученым или красноречивым обаяшкой, протагонист — всегда банальный грубоватый бандит, что фактически лишает вариативности ролевого отыгрыша.
Стиль
Если уж искать какую-то шедевральность в проблемном Cyberpunk, то делать это нужно в визуале игры. Грешный город, гниющее окружение, пошловатые рекламные щиты, местное телевидение за гранью фола, безбашенные персонажи — все это дышит одним воздухом. Все лаконично и связано. Вычурных и неуместных элементов в Cyberpunk нет. Художники поработали над игрой на 200%. Каждая локация в этом огромном мире создана с таким трепетом и любовью, что за это разработчикам хочется простить многое. Каждая деталь находится в нужном месте и выполняет важную роль. Такие целостные и правдоподобные миры в играх встречаются нечасто.
Подкрепляет общее впечатление и музыка. Складывается впечатление, что писались треки в 2077 году, а не сейчас. Портит аудио-впечатления лишь техническое исполнение звуков. Игра частенько грешит сбоями в громкости и наложением разных звуковых дорожек друг на друга. Остается лишь надеяться, что с этими проблемами разберутся в патчах.
Вердикт
Что же такое Cyberpunk? Это ролевая игра. Но не для геймеров, а для создателей. Команда из CD Projekt RED решила примерить шкуру крутой корпоративной ААА-студии. Но взяла на себя слишком многое. Полякам не хватило 8-ми лет, чтобы воплотить свой амбициозный проект в реальность. Они хотели создать игру мечты для себя и фанатов, но с задачей не справились и закопали ценный бриллиант под огромным слоем мусора. Не хватило то ли времени, то ли средств, то ли людей.
CD Projekt RED мечтала стать большой студией и стала ею в самом худшем смысле: лживые обещания, нечестная реклама, лицемерные извинения. Со всем этим пиар-кошмаром полякам жить дальше. И насколько успешной и долгой будет эта жизнь решать толщине финансовых отчетов. Это очень по-корпоративному. CD Projekt RED уже живет в Киберпанке, который она заслужила. А игроки заслужили гораздо больше, чем недоделанный и забагованный продукт, но получили то, что получили…