В рамках серии совместных материалов с МТС “Всегда с игрой” продолжаем знакомить вас с известными людьми из мира мобильного киберспорта. Тимофей Lapokati Лапаник — студент Минского государственного лингвистического университета и профессиональный игрок в Clash Royale. За два года карьеры он заработал больше $24,5 тысяч и вошел в топ-50 мирового рейтинга. Сегодня Тимофей капитан и ингейм-лидер сборной Беларуси.
— Расскажи о себе вне киберспорта.
— Мне нравится изучать языки. Раньше думал, что тянет к точным наукам. Даже какое-то время проучился на физмате. Но потом поступил в МГЛУ — понял, что гуманитарий. В свободное время люблю гулять с друзьями. Регулярно играю в Clash Royale.
— Что это за игра?
— Она появилась в 2016 году. Это смесь стратегии и аркады. Меня как раз это и зацепило. По правилам игры на старте у двух человек есть по три башни, побеждает тот, кто сломает больше башенок соперника с помощью уникальных карт. Игрок перед боем может настроить свою игровую колоду, выбрав восемь карт, которыми он и будет играть. Каждая стоит определённое количество эликсира. Все игры в среднем длятся около трех минут. Если за это время не определился победитель, то начинается овертайм и игра продолжается до первой сломанной башни. Clash Royale — очень динамичная мобилка, поэтому быстро затягивает. Ее нельзя с чем-то сравнить. Аналогов просто нет.
— Как изменялась игра за время, которое ты играешь в нее?
— Clash Royale развивается постоянно. За последние два года количество карт выросло в десятки раз. Благодаря этому появляются всякие разные: по сути, неповторимые стратегии. Изначально дисциплина была больше индивидуальной, но относительно недавно появился парный режим. В нем можно играть два на два. Это добавляет возможностей развития.
— В связи с этим меняются правила формирования состава?
— Вообще организация подписывает несколько игроков, и они выступают на каких-то турнирах. Сейчас клубы стараются подписывать универсалов, которые смогут соревноваться как по одному, так и в паре. На таких сегодня очень большой спрос.
— Есть в Clash Royale разделение киберспортсменов по стратегии игры?
— Сейчас оно появляется. Раньше все играли пассивно. Я в начале своей карьеры сразу выбрал агрессивную тактику. Думаю, поэтому на ранних этапах и был успешен. Никто просто не ожидал такого поведения. Сегодня все играют так же напористо.
— Как появился киберспорт в твоей жизни?
— Никогда особой любви не питал к играм. Но в один момент затестили эту мобилку с двоюродным братом. Особого интереса не возникло к этому направлению. Но через какое-то время взглянул на Clash Royale с другой стороны — и меня затянуло. Спустя 2,5 года в моей жизни появился киберспорт.
Первый контракт заключил с американской организацией Immortals. В ее составе выступал с апреля по декабрь 2019-го. Прошлый год провел под тегом Spacestation Gaming. Они подписали меня в апреле, а 25 декабря мы расстались. Там все были единым целым. У нас даже существовал чатик, где сидели игроки этой организации из разных дисциплин. Все поддерживали друг друга. В конце прошлого года состав по Clash Royale распустили, так как руководство команды решило закрыть наше направление. Сейчас я свободный агент.
— Но при этом ты участвовал в турнире BrenChongCup 2.
— В нашей дисциплине можно не играть за клуб и при этом выступать на каких-то соревнованиях. Но в составе организации у тебя есть зарплата и гарантии по контракту. Когда играешь сам по себе, можно выиграть и забрать все призовые, а можно проиграть и не получить вообще ничего.
— После ухода из Spacestation Gaming тебе поступали какие-то предложения?
— Где-то от пяти до десяти. Точно не могу сказать. Как раз сейчас выбираю, с кем подписать контракт. Сотрудничество предлагают организации из Испании, Америки, Бразилии.
— Можешь назвать самый топовый турнир, в котором ты участвовал?
— Не могу выделить что-то. Большего успеха достигал в составе команды. У Spacestation Gaming было очень сильное выступление в летнем сплите. Мы закончили серию турниров с высоким и значимым результатом.
— Недавно стартовал чемпионат мира по Clash Royale. Там выступают национальные команды стран, в том числе и Беларуси. Что скажешь о нашей сборной?
— Турнир проводят разработчики игры — компания Supercell. Наверно, эти соревнования самые масштабные. В них зарегистрировались коллективы от 64 стран. Беларусь представляют лучшие из лучших. Мы постарались собрать сильнейших киберспортсменов. Например, Андрей predаtor Шкеленок, который побеждает чуть ли не на каждом белорусском турнире. Себя я тоже расцениваю не как случайного игрока. Остальные ребята также добивались определенных результатов.
ПРИМЕЧАНИЕ: В первом матче белорусский коллектив выиграл команду Бельгии, во втором оказался сильнее сборной Польши. В третьем матче уступил ростеру из Египта. Но при этом наши соотечественники вышли в следующий этап со второго места в группе отборочной стадии.
— В чем плюс турнира для национальных команд?
— Если сборная занимает призовое место, ее состав набирает популярность и становится известен в киберспортивных кругах. После такого успеха организаторы разных ивентов начинают чаще раздавать участникам коллектива инвайты. Если условный киберспортсмен хорошо себя проявит, то его могут пригласить в топовую команду.
— Создается впечатление, что у нас два явных лидера — ты и predаtor. Кто из вас топ-1?
— Человек, который решил собрать команду, предложил капитанство мне. Я согласился. Считаю, что к этому готов. У меня «характер начальника», есть нужные качества ингейм-лидера. Например, объективность в выборе игроков, тщательная подготовка к матчу, поддержка команды и сохранение хладнокровия при поражениях. Это будет мое первое капитанство на чемпионате мира. Если сравнивать нас с Андреем predаtor, то на международной арене более известен я, на белорусской – он. У него пока не было опыта выступления за большие команды. Но в ближайшее время все может поменяться.
— Насколько Clash Royale популярен в Беларуси?
— Определенно менее известен и распространен, чем другие мобильные дисциплины. На LAN-турнирах в Минске собиралась сотня человек. В других странах такие ивенты более массово проходят. Могу предположить, что дело в разных игровых приоритетах и вкусах.
— Кто лидеры Clash Royale?
— Испания, Япония, Китай, Германия и Мексика. Представители этих стран играют в лучших командах и на всех турнирах показывают хороший результат. Соответственно, их сборные тоже очень сильны. Если рассматривать отдельно организации, то в топе Team Liquid, SK Gaming, Team Queso и китайская Nova eSports.
— Как пандемия повлияла на мобильный киберспорт?
— Очень пострадала финансовая сторона, потому что перестали платить спонсоры. Где-то в июле 2020-го командой Spacestation Gaming планировалась поездка на LAN в Америку. Но все отменили, и мы ушли в абсолютный онлайн. Как будет в этом году, пока не совсем ясно.
— У тебя много побед на значимых турнирах. В чем секрет успеха?
— В постоянной практике. Это заключается даже не в регулярных тренировках, хотя они, безусловно, важны. 30% моего времени уходит на просмотры игровых видео других киберспортсменов. Такая теория помогает разобрать тактику соперников и, конечно, подготовить свою уникальную стратегию.
— Насколько вырос твой игровой уровень?
— В конце 2018-го я завис на одном месте и не развивался. А потом меня впервые подписали — и начался самый сильный прирост. Он был в первый год профессиональной карьеры. Сегодня у меня хорошее понимание игры. Правда, не хватает сосредоточенности, поэтому нужно наигрывать часы тренировок.
— Как достичь в этой игре успеха? Дай пару советов от профессионала.
— Стратегия успеха в Clash Royale – понять смысл игры. Очень помогают те же pro-гайды, видео, стримы. Нужно увидеть, как мыслят соперники, чтобы скорректировать свою игру. Тем, кто хочет быстро достичь успеха, нужно прокачивать какую-то конкретную колоду. Разобравшись с одной, можно переходить на другие. Это, наверное, главный совет.
— В чем разница профессионального Clash Royale от любительского?
— Сама игра не отличается. Но вот ощущение от киберспортивной сцены другие. Ты чувствуешь всю эту атмосферу LAN-турниров, пропускаешь ее через себя. Сложно передать эти эмоции. Профессиональный уровень повышается с каждым годом.
Большие деньги в маленьких играх: топ-5 мобильных кибердисциплин с самыми щедрыми призовыми
— Сегодня у тебя больше 5 тысяч фолловеров на ютубе, 34,7 тысячи в твиттере. В какой момент настигла популярность?
— Когда игрока подписывает какая-то организация, его аудитория сразу вырастает. Это стабильно у всех. До первого контракта у меня было не больше 4 тысяч подписчиков, а за первый сезон выступлений их количество увеличилось до 15 тысяч. Потом еще одно подписание — и снова всплеск интереса у поклонников игры. Сейчас в среднем за месяц на меня подписывается 1-2 тысячи людей.
— Зарабатываешь деньги на медийке?
— Кто-то этим пользуется. Многие начинают стримить, занимаются рекламой. Мой доход – это призовые.
— Ты заработал больше $24 тыс. На что потратил свой первый гонорар?
— Купил телефон, планшет. Сейчас самостоятельно оплачиваю свое обучение. Начал жить отдельно от родителей. Стараюсь материально помогать родным. Еще удается немного откладывать на будущее. В нашей дисциплине можно иметь относительно хороший доход.
— Какой телефон подходит для игры в Clash Royale?
— 1,5 года пользуюсь iPhone XR. Я выбрал свой только по одной причине: в Америке на LAN-турнирах все соревнуются на айфонах, и мне нужно было привыкнуть к конкретной модели. Тренироваться можно на любом гаджете. В каких-то особых настройках необходимости нет. Все телефоны тянут спокойно Clash Royale. Последнее время нравится играть на планшете. На турнирах допускается такой выбор.
— Подведи итоги 2020-го года. Как для белорусского Clash Royale, так и для тебя лично.
— В составе своей бывшей команды я выиграл американскую лигу летнего сплита с довольно большим отрывом от второго места. Это была уверенная победа. Уровень игры значительно вырос — и я это ощущаю. В Беларуси эта мобильная дисциплина тоже развивается. Стало проходить больше турниров, количество киберспортсменов увеличилось в несколько раз, как и их уровень игры. Тем чаще они будут проходить, тем шире будет охват Clash Royale.
— Что ты планируешь сделать в 2021-м?
— Научиться совмещать учебу с киберспортом. Из ближайшего – это подписать контракт и выступать не хуже прошлого года. Желаю всем успехов, удачи и терпимости.