Джайна-королева мертвых, Илидан, Трисс Меригольд, Аликс Вэнкс из Half Life – вот далеко не полный список тех, чьи образы воплощала в жизнь минчанка Екатерина katfromrivia Князева. Девушка все костюмы готовит сама, но в детстве шитье и рукоделие ее совершенно не привлекали. Она даже закончила университет по специальности «Инженер-энергетик паротурбинных установок атомных станций», но косплей и все, что связано с ним, изменили жизнь белоруски. Екатерина рассказала нашему корреспонденту о гик-культуре в Беларуси, сложности и цене собственного хобби, а также о реакции соотечественников на свои наряды.
— Как ты начала заниматься косплеем?
— Идея примерить на себя некий образ пришла после того, как побывала с друзьями на белорусском фестивале «Хиган — 2013». На том ивенте увидела, как люди выражают себя с помощью косплея и что они делают. Через год на «Хигане» была уже не как зритель, а как участник. Получается, уже больше шести лет в этом движении. За это время прекратить хобби желания не возникало. Правда, иногда хочется большего фидбека на свои работы.
— Как выбираешь образы?
— Большинство костюмов появляются после того, как поиграла, почитала, посмотрела что-то. В голове щелкает: я должна это сделать, точно мой персонаж. Но косплей на главную героиню Cyberpunk 2077 готовила на одноименный стенд на фестиваль Unicon Convention. Игра от CD Project тогда еще не вышла, поэтому персонажа выбрала не по принципу «мне нравится».
Кстати, первый косплей был на совершенно незнакомого героя. На «Хигане — 2013» встретила группу ребят, мы пообщались и решили взять образ из чего-то не заезженного. Кто-то предложил японский малоизвестный тайтл «The last Remnant», в него потом так и не сыграла.
— Как готовишься к разработке образа?
— Стараюсь максимально изучить персонажа, потому что хочется знать, как его отыгрывать, а еще будет мне с этим сложно или легко работать в дальнейшем. Образы других ребят начинаю смотреть, когда не могу понять какой-то элемент в костюме. Иногда они держатся на магии.
В процессе всплывают мелочи и детали, которые нужно добавить к костюму или использовать в фотосете. Во время пандемии съемки — это единственный способ себя реализовать в косплее. Поэтому хочется все сделать интересно, чтобы понравилось всем.
— Твой косплей – это всегда женские персонажи?
— Есть фем-версия Илидана, на которую вдохновил арт по World of Warcraft. Еще планировался образ Артаса, но отказалась от идеи, когда начала изучать его историю углубленно. Нашла комиксы, где Джайне, возлюбленной Артаса, снится сон, что она стала королевой мертвых вместо него и получила его доспехи. В итоге я решила сделать косплей Джайны в костюме мужского персонажа. Есть еще образы Виктора Цоя и Гарри Поттера. Вот вроде 26 лет, а 11-летний мальчик из меня получился очень хорошо.
— Тяжело перевоплощаться в мужчин?
— Не сложно. Но у меня очень женственное лицо. К тому же выдает комплекция. Иногда нужно приподнимать плечи, потому что моя тонкая шея – это красиво для девушек, но не в мужских образах. Еще нужно работать с эмоциями. На фестивали такие косплеи не планирую делать, а для фотографий можно чуть-чуть постараться.
— Между тобой и персонажами, которых косплеишь, много общего?
— Мне всегда импонировала Йеннифер из «Ведьмака», но на нее я не похожа ни внешностью, ни характером. Более близкий герой – это Трисс Меригольд. Решила, что лучше буду делать ее. Где-то пять лет делаю косплеи на нее, и уже сложно понять, где ее черты, а где мои.
Похожая ситуация с главной героиней серии книг «Синее пламя» Алексея Пехова. Это абсолютно мое. Если бы мы жили в его мире фэнтези, то я была бы Шерон. Мы похожи и с психологической точки зрения, и по поведению.
— На кого хотелось бы сделать косплей?
— Сара Керриган из Starcrast II. Но, к сожалению, не хватает сил на реализацию и времени. Это очень большой костюм, а у меня сейчас маленький ребенок и нет возможности уходить куда-то в мастерскую.
— Над каким образом работаешь сейчас?
— В этом году много не планировала. Сейчас занята косплеем Кассандры из Assassin’s Creed Odyssey. Это будет один из альтернативных костюмов, которые можно собрать во время прохождения игры. Мне он понравился, впрочем, как и сама героиня. Она очень сильная женщина. Буду стараться сделать его к Unicon-2021.
Еще в планах на 2021-й образ Асоки Тано из «Звездных войн». Я смотрела мультфильм с ней еще до увлечения косплеем. Правда, тогда даже не задумывалась о подобном. В прошлом году спросила у подписчиков, в чьем образе они хотели бы меня увидеть. Кто-то предложил Асоку. Она очень интересный персонаж со своей историей из одной из любимых вселенных. И я подумала, почему бы и нет?
— Какой образ самый запоминающийся для тебя?
— Сложно выделить, потому что тщательно выбираю костюмы. Все образы, пожалуй, кроме первого костюма, любимые. И с каждым связана какая-то своя теплая история, приятные воспоминания и ощущения.
Есть костюмы, которые хотела бы надеть еще раз, но их нужно дорабатывать. Например, Джайны королевы мертвых. Мне нравился и сам образ, и наряд, но его нужно чинить. Из последнего я делала Аликс Вэнкс из Half Life. Это был один из самых удобных костюмов, в котором можно и на улицу ходить.
— Как ты готовилась к своему первому косплею? Ты же тогда вообще ничего не знала про это.
— Какие-то элементы пыталась сделать сама. Сейчас на них стыдно смотреть. Но я очень старалась. Не стеснялась обращаться за помощью. Подружка мне сделала шлем. А папа помогал делать меч. Он подошел к этому скрупулезно. Оружие было деревянным, но красивым. Тогда ходила на косплей-встречи и интересовалась у новых знакомых, где можно заказать какие-то вещи. Сейчас, конечно, уже все знаю и сама подсказываю новичкам.
— Родные тебе часто помогают?
— Папа всегда откликался на все мои увлечения и сначала очень помогал. Муж раньше крафтил (делал костюмы на заказ – Cyber.pressball.by). Если сейчас что-то нужно, то помогает. Вначале всё пытались делать сами. А потом разделились: я начала шить, а муж крафтить. Сегодня, если не успеваю сама, то заказываю в мастерских у друзей.
— Не возникало желание сделать семейный косплей?
— Мы втроем ходили на Unicon на стенд Cyberpunk 2077. Тогда каждый из нас делал образ. Муж был в костюме рандомного члена банды Мальстрём, а я и сын — в нарядах взрослого и маленького Vi. Про игровые косплеи думали. Но нужно подбирать, чтобы все подходили. Были планы сделать «Суперсемейку», но сын вырос раньше, чем я доделала костюм. Подождем, пока он дорастет до следующего мальчика из мультфильма.
— Сколько в среднем уходит на подготовку образа?
— Все зависит от сложности и от дедлайнов, которые ставлю сама себе. Например, хочу фотосет зимой. Значит, у меня есть месяц, чтобы доделать костюм. Еще влияет и занятость по заказам, которые я шью. Стараюсь сначала выполнить эту работу, потом уже заниматься своим. В среднем от месяца до полугода. Но у меня есть костюм, который не могу закончить уже три года. Мне пока не хватает умений, чтобы доделать кожаные элементы.
— Как вся подготовка проходит поэтапно?
— Выбираю образ, знакомлюсь с персонажем. Потом ищу картинки. На это может много времени уйти, потому что стараешься рассмотреть детали с разных ракурсов. Если есть необходимость, косплееры пишут художникам, гейм-дизайнерам. Мальчик с нашего стенда делал образ Геральта из «Ведьмака». И вот он писал в CD Project, чтобы ему прислали материалы. Разработчики выполнили его просьбу.
Потом разбираю образ отдельно на пошив и на крафт. Крафт в свою очередь на то, что могу сделать сама и что нужно заказать. Потом ищу выкройки и шью. Иногда работаю сразу над несколькими деталями, так легче переключаться с одной деятельности на другую.
Бывает и такое, что костюм почти завершен, но что-то начинает идти не так, и нужно искать выход. У нас подобное возникало, если изначальный план был очень сложный. Мы экстренно придумывали что-то простое, а в итоге получалось лучше задуманного.
Всегда стараюсь сделать все идеально и очень заморачиваюсь над схожестью, поэтому бывает уделяю каким-то деталям больше времени, чем стоило бы. Люди, которые не имеют отношения к косплею, всех мелочей и не видят. Им все равно, что стежок не ровный. Да и в нашей культуре на это обращают внимание, только если такой же костюм делают.
— Есть ли какие-то правила в создании костюма?
— У меня есть заморочки, что нужно на 90% повторить оригинал. Выбираю только качественные материалы. Не люблю идеально чистые костюмы, если того не требует образ. Во многих из них вещи должны быть помятыми и вымазанными, но это все делается искусственно. Это самая сложная часть в подготовке. Все должно выглядеть так, будто персонаж провел в этой одежде три ночи на сеновале, а не достал из шкафа.
— Насколько проблема с плагиатом актуальна для косплееров?
— Мне повезло с таким не столкнуться. Но есть ребята, у которых полностью копировали костюм. То есть не покупали, а именно повторяли все техники и уникальные элементы, которые обыгрывал автор первоначального образа. Получалось, что человек делал косплей на косплей. У многих бомбит. И это понятно. Но была бы рада, если бы кто-то вдохновился моей работой.
Больше проблем возникает при продаже. То есть некто покупает готовый костюм. Он, конечно, не обязан указывать продавца. Но человек выдает чужую работу за свою, рассказывая всем о своем авторстве! Вот такой подход мне был бы очень неприятен.
— Насколько сложно делать костюмы?
— Зависит от образа. Костюм Аликс Вэнкс из Half Life было легко изготовить. Его я полностью шила. А вот на доспехи Джайны ушло много времени и сил. Они всегда требуют больше усилий. Их делал мой муж по своему замыслу.
— Доспехи из реального металла?
— Из пластика. Муж сначала лепил из пластилина, потом снимал формы и отливал их пластиком. Что касается меча, заказывали оригинальную реплику, которая весит шесть килограммов. А это очень тяжело для меня, поэтому сделали свое 1,5-килограммовое оружие из того же пластика. А есть косплееры-реконструкторы, которые все делают из реального металла. Но, на мой взгляд, косплей — это про то, чтобы повторить оригинал из доступных тебе средств. Если что-то сделано из шкуры дракона, не обязательно искать шкуру дракона.
— Из чего еще ты делаешь свои костюмы?
— Пластик, ткань и натуральная кожа. Но все заменяемо. У меня был сьют, который сделала из дерматина. Это проще, и искать спецов не пришлось. Вот в образе Кассандры будет много кожаных элементов. Уже все закупила, буду пробовать сама.
Рога Илидана были из пенопласта. Изначально мне сделали их на заказ, но не продумали крепление. В итоге они не держались на лбу. Поэтому переделали их с мужем. До сих пор стоят у нас как трофей, потому что тогда заняли первое место на «Хигане».
Некоторые элементы печатаем на 3D–принтере. Вот модель пушки из Half Life я купила. А потом нашла мастера и напечатала.
— Сколько «срок годности» костюма?
— На это влияет материал, из которого сделан наряд. Например, одежде Трисс пошел пятый год. А доспехи Джайны пришлось ремонтировать уже на первом фестивале, сказалась транспортировка в Питер. Им нужна серьезная починка. Но тканевые работы живут дольше.
— Косплей – это дорого?
— Чаще всего это очень дорого, но многое зависит от материалов и от подхода. Некоторые костюмы обходятся в $1000, а некоторые можно собрать и за 100. Качественные ткани часто очень дорогие. Особенно сейчас, когда цены выросли. Одними исходниками можно закупиться на $200, если костюм из нескольких видов тканей. К тому же парики хочется уже покупать качественные, но там больше средств доставка отнимает. Стараюсь учитывать, что это мое хобби и делаю все не ради денег. Где получается, экономлю.
— Удается зарабатывать на косплее?
— Доспехи хранятся в мастерской у мужа, тканевые у меня. Но костюмы появляются, а место заканчивается. Руки пока до продажи не дошли, но думаю об этом. Пока свое хобби никак не монетизировала. Бывает, предлагают донат закинуть. Но с этим у нас в стране сложности. Поэтому не заморачиваюсь. С другой стороны, когда хобби монетизируется, становишься обязан публике. А я не хочу ограничений.
Сейчас шью костюмы на заказ для ролевиков. У них нет необходимости в идеальном повторении картинки. Сейчас для меня это более интересно. Косплей-костюмы тоже беру, но не так много. Но планирую после декрета плотнее заняться этим делом.
— С образом Джайны ты победила на «Старконе – 2017». Много таких достижений?
— На этом конкурсе у меня одна победа в номинации «Лучший фэнтезийный костюм». Больше за границу наши работы не вывозили. В Беларуси было много побед. Сейчас из-за пандемии таких фестивалей мало. Я предпочитаю делать стенды, но бывает, хочется и просто поучаствовать в конкурсе. Требования, конечно, разные. На одни нужен костюм, полностью сделанный своими руками, на другие — образ должен нигде не выставляться прежде.
Победы в таких ивентах предполагают разные плюшки. За костюм Илидана получила PS4. До сих пор ею пользуемся. В России тоже был денежный приз, который окупил нам билет домой. На некоторых победители получают подарки спонсоров, которые обычно просто не продаются. Получается такой подарок-разочарование. Unicon старается вручать хорошие призы.
— Где сегодня востребованы косплееры?
— Приглашали несколько раз на старт продаж игр, на кинопоказы. На фильмы по вселенной Marvel часто зовут. У многих ребят костюмы есть. Меня звали на премьеру фильма «Варкрафт» в образе Илидана и Джайны. Но на такие ивенты хожу, если мне заплатят. Иначе это того не стоит. Еще как-то пригласили на презентацию «Вядзмара». Так как это наша тема, согласились просто взамен на книги.
— Косплей заканчивается только на костюме или идет дальше? Создается впечатление, что это шоу.
— Чаще всего доделываю костюм, устраиваю фотосет и на этом заканчиваю. После приходит какое-то опустошение, что вот к чему-то стремился, а оно завершилось. Если популярного персонажа делаешь, то фотографы сами могут предлагать какие-то интересные съемки.
— Насколько развита в нашей стране культура косплея?
— За семь лет уровень вырос. Раньше отсутствовали в широком доступе материалы для костюмов, на фестивале были тысячи Наруто и Женщин-кошек. Сейчас очень много сильных косплееров, которые делают крутые работы. Некоторые даже выставляются только за границей никто, и не знает, откуда они. С каждым годом приходит все больше новичков. И ты так смотришь: о, человека не знаю, а костюм крутой.
— Получается, в косплее тоже есть свои тренды?
— Конечно. Хотя это больше относится к тем, кто зарабатывает на этом. Они как бы обязаны своей аудитории. Своих персонажей делала до того, как они становились хайповыми. Когда воплощала Vi, была только парочка образов. А сейчас это очень популярный герой.
— Насколько косплей изменился за семь лет?
— Костюмы стали более проработанными и качественными. Изменился подход. Если посмотреть фото с фестивалей 2010 года, то во многом образы делались по принципу «и так сойдет». Но сейчас это удивляет, потому что возможностей больше.
— Часто ли проходят специализированные фесты в Беларуси?
— У нас есть два аниме-фестиваля и два гик-ивента. Крупное мероприятие – это Unicon. Он проходит один раз в год. На него хочется ходить. Правда, в 2020-м его отменили из-за пандемии. Выходит — нечасто, но люди со своими костюмами выезжают за границу: в Россию, Украину, Литву, Америку. Было бы круто, если бы в Беларуси был свой «Игромир», куда приезжают разработчики со своими стендами. У нас как раз не хватает чего-то такого масштабного, где можно посмотреть презентации игр, потестить новинки.
— Какие есть конкурсы для коспелееров, которые можно было бы сравнить с Олимпиадой?
— На «Хигане» есть конкурс pro для тех, кто все делает своими руками. Там победитель получает путевку на Лондонский фестиваль, куда приезжают такие же косплееры со всего мира.
— Насколько твои работы привлекают внимание?
— На не специализированных мероприятиях люди часто не совсем понимают, что происходит. Подходят и спрашивают, зачем это все. Еще путают нас с аниматорами. На фестах почти все в теме. Подходят, чтобы сфотографироваться и высказать отношение к персонажу. Очень любят поговорить про сюжет, особенно когда понимают, что ты в теме, а не просто костюм нацепил. Бывало, что стою в образе, а рядом со мной группка ребят, которые общаются по поводу игры. Ко мне подошли, сфотографировались и возвращаемся к разговору на тему сюжета. Отклик достаточно большой. На киберспортивные ивенты люди приезжают из глубинки. Они просто не в курсе, что у нас тоже делают косплей. А потом на фестивалях эти ребята находят именно меня и говорят об этом.
— Вы готовитесь на месте или приезжаете уже собранными? Были ли какие-нибудь забавные ситуации, вроде в метро едет Трисс Меригольд?
— Обычно макияж делаю дома. Если в костюме практичная одежда, то часть ее надеваю дома. А потом на месте доодеваюсь. Но многое зависит от формата. Если это обычный фестиваль или участвую в конкурсе, еду сразу в образе. На Unicon приезжаю очень рано в обычной одежде, ведь я глава стенда: нужно все координировать. Собираюсь на месте.
В общественных местах люди в основном делают вид, что не замечают и ничего странного не происходит. Есть те, кто узнают персонажа, но не подходят. А вот незнакомые с косплеем любят подойти и начать подкатывать, заваливать вопросами. Обычно говорю, что я актриса театра и еду с работы.
— Почему ты занимаешься косплеем?
— Это творческий выход. Мне всегда это нравилось. В детстве я переодевалась в свою бабушку и в военный костюм дедушки, но была похожа на Сталина. В целом мне нравится что-то создавать и получать законченное действие. Я создаю какую-то штуку, смотрю на нее и вижу результат. Можно показать ее маме и гордиться собой.
— Какие главные качества должны быть у косплееров?
— Обязательно должно быть стремление к совершенству. Трудолюбие не будет лишним. Еще необходима эмоциональная непробиваемость в отношении интеренета и соцсетей. Выкладываешься полностью в работу, а получаешь негатив, мол, купила костюм, или вообще оскорбления. Многие не понимают этого хобби, но осуждают. Хотя мне везет на адекватных людей. Они обычно реагируют так: ничего в этом не понимаю, но фото мне нравятся.
— Есть ли для человека, который хочет заняться косплеем, какие-то ограничение?
— Абсолютно любой человек может заниматься косплеем, если ему это нравится. Главное – желание. Хотя последнее время начала возникать проблема с «блэкфейс» и толерантностью. То есть люди с белой кожей не имеют права делать косплей на темнокожих персонажей. За это прилетает очень много хейта.
— Какие в этом году пройдут фесты и мероприятия?
— Unicon с 14 по 16 мая, FreeTime-Fest 17 апреля в Гомеле. Еще вроде бы планируется Webcon. Unicon, возможно, состоится еще и осенью. Но организаторы пока только думают об этом. Точной информации нет. На этот Unicon будем ставить стенд по «Ведьмаку», а я буду в костюме Кассандры, если доделаю его в срок.