Белорусская ассоциация компьютерного спорта в минувшее воскресенье провела финальную часть юниорского чемпионата страны по FIFA 21. В виртуальный футбол играли ребята 9-14 лет, занимающиеся футболом реальным. Все участники представляли детские клубы и спортивные школы. И пока любители киберспорта наблюдали за турниром на сервисе VOKA, нам удалось побывать по ту сторону трансляции. Рассказываем, как проходил чемпионат и чему могут научиться у совсем юных ребят взрослые киберспортсмены и профессиональные футболисты.
Всего в турнире по виртуальному футболу принимали участие 12 ребят. Но на главную сцену и экраны попали только участники полуфиналов и финала. Матчи с участием четверки лучших проходили в импровизированной студии на окраине Минска. И пусть играли в FIFA здесь дети, но соревноваться им пришлось в самых боевых киберспортивных условиях: яркая сцена, соперник напротив, комментаторы в шаге и, конечно, самые преданные болельщики — родители — за кулисами. Добавляем сюда прямую трансляцию и получаем среду непростую даже для профессиональных игроков.
“Удивительно, как спокойно вели себя ребята под таким серьезным спортивным давлением”, — отметил после финала комментатор турнира, игрок в FIFA и профессиональный футболист, выступавший за “Городею”, Артем Волович. — Им ведь очень непросто. Многие взрослые ребята на их месте бы уже геймпады метали, а они спокойно сидели. Да, были слезы, но это скорее искренняя детская реакция на неудачи. Никто не злился. Хотелось с комментаторской позиции подбодрить ребят, дать советы по тактике. Приятно, что к подсказкам они прислушивались. Парни очень удивили своим профессионализмом”.
Юные участники и правда, будто взяли все лучшие от двух миров — футбольного и киберспортивного. Они демонстрировали уважение к соперникам, подбадривали друг друга в трудные минуты и при этом уверенно держались на сцене. Вы только представьте, парни 9-14 лет боролись за дорогущий главный приз (порой и взрослые турниры по FIFA в Беларуси не могут похвастать PlayStation 5 в качестве главной награды) и при этом слышали в режиме “real time”, как их действия обсуждают комментаторы. Если бы Криштиану Роналду слышал из громкоговорителей на стадионе, как каждый его шаг анализируют эксперты, он бы еще в молодости лишился от нервов своей лоснящейся нагеленной шевелюры. А тут дети.
Да, неудачи ребята порой встречали слезами. Но, к счастью, рядом всегда были родители, которые подбадривали парней. А поддержка нужны была даже самым стойким. После поражения в финале 12-летний Милан Рутковский из клуба “А1 Юниор” пустил скупую мужскую слезу, хотя весь матч практически никак не реагировал на перипетии игры. А реагировать было на что. Финал и правда вышел драматичным, парням пришлось сыграть все три матча, чтобы определить сильнейшего. А в один момент Милан стал жертвой игрового бага и не смог нормально пробить заслуженный пенальти. И эту неудачу мальчик лишь встретил пожатыми плечами. Стальной характер…
А вот на красные карточки для виртуальных футболистов ребята реагировали, прямо как в реальной жизни. До споров с компьютерным рефери, конечно, дело не доходило, но по лицам было видно, что такой порыв даже у юных игроков в крови.
К слову, о виртуальных футболистах. К подбору команд для матчей турнира парни подходили по-киберспортивному расчетливо, никаких любимых клубов, только те, за которые играют звезды с самыми высокими рейтингами. Так что каждая встреча на турнире была дуэлью ПСЖ и “Баварии”. Оба коллектива в FIFA считаются наиболее сильными и сбалансированными. А виртуальный Мбаппе и вовсе — местное оружие массового поражения: быстрый, техничный и ловкий. Такой набор характеристик в игре на вес золота. Но и это золото нужно было правильно использовать. К примеру, Тимофей Милашевский из клуба “Фортуна” ставил француза на фланг и остался без сильного наконечника атаки. В итоге — не смог забить. FIFA пусть и похожа на реальный футбол, но свои нюансы имеет. Все же это видеоигра, и циферки в показателях скорости, точности удара и так далее здесь работают с почти математической точностью.
Впрочем, победитель турнира Ростислав Ильенков из команды “Фаворит” находит в FIFA много полезного и переносит видеоигровой опыт в реальность:
“Играю в футбольные симуляторы с пятнадцатой части. Уже шесть лет получается. И, знаете, польза для игры на реальном газоне ощущается. Научиться лучше видеть поле и понять забегания и прочие детали с FIFA гораздо проще. А психологическое и эмоциональное давление чувствуется в киберспорте даже сильнее. В этом я сегодня убедился. Находиться на сцене — очень непросто. Нервничал сильно. В один момент в финале даже руки и ноги начали трястись. Соперник был очень хорош. Респект Милану”.
Для юных киберспортсменов — это бесценный опыт. Многие большие игроки в FIFA, Dota 2, CS:GO и другие популярные дисциплины ломаются под давлением сцены, зрителей и камер. Одно дело рвать и метать у себя в квартире на привычном стуле и с чашечкой чая под боком, совсем другое — превозмогать трудности под колоссальным психологическим давлением камер, зрителей и софитов. Вне зависимости от того, как сложится спортивная или видеоигровая судьба ребят в будущем, этот урок они точно смогут использовать уж если не на газоне в матче чемпионата Беларуси или с геймпадом в руках, представляя нашу страну на международных турнирах по FIFA, то, как минимум, в реальной жизни. Толстая кожа и хладнокровие еще никому не вредили.
А возможен этот урок стал благодаря серьезной организации ивента. Качество трансляции и продакшена не уступало большим киберспортивным международным турнирам, без преувеличения. Светящаяся сцена, идеально балансирующие на грани экспертности и юмора комментаторы, куча камер и современная графика. Белорусская ассоциация компьютерного спорта набила руку за годы проведения турниров разного масштаба и теперь не снижает планку даже имея дело с юниорами. Подобное и в детском спорте встретишь нечасто, а в киберспорте и подавно.
Подробнее об организации ивента рассказала представитель Белорусской ассоциации компьютерного спорта Наталья Сафонова:
“Я довольна тем, как прошел турнир, наша команда хорошо сработала. Нам удалось объединить много разных компетенций и провести настоящее шоу. К тому же мы спорт классический здесь подружили со спортом компьютерным. Ну и главная фишка всей этой истории — живые детские эмоции. Думаю, получилось хорошо. Мы уже проводили такие онлайн-ивенты, ждем, когда ковидная ситуация наладится, чтобы наконец во все оружия вернуть турниры и киберспорт в офлайн. Мы это пытаемся делать в меру возможности и с необходимой безопасностью. Буквально недавно организовали большой киберспортивный стенд на UNICON Convention & Game Expo, где Ассоциация и ее участники провели ряд живых киберспортивных турниров”.