Мобильный киберспорт в Беларуси в этом году вышел на значительно новый уровень. В турнире МЭТА Mobile, который проходит с 27 мая по 2 июня, принимают участие топовые команды и игроки трех дисциплин — Clash Royale, PUBG Mobile и LoL: Wild Rift. Более 100 киберспортсменов из разных стран разыграют призовой фонд в $3000. Организовывает ивент Белорусская федерация киберспорта.
В рамках серии совместных материалов с МТС “Всегда с игрой” мы пообщались с директором по коммуникациям Белорусской федерации киберспорта Егором Малыженковым о развитии мобильного гейминга в нашей стране, международном турнире и новых проектах.
О МЭТА Mobile
— МЭТА Mobile объединяет три дисциплины — Clash Royale, PUBG Mobile и LoL: Wild Rift. Почему остановились именно на них?
— Мы ориентировались на потребности комьюнити. В целом задача БФК развивать дисциплины, которые имеют потенциал.
Например, Clash Royale – хорошая дисциплина, в которой выступает много про-игроков. Около года назад провели LAN-турнир, который собрал примерно 100 участников. Поэтому были уверены, что эта дисциплина интересна белорусам.
В PUBG Mobile похожая ситуация. Много игроков, боевое комьюнити. Оно, правда, не очень большое.
Долго решали насчет третьей дисциплины. Думали о Brawl Stars. Но ее основная аудитория — дети. В итоге и остановились на LoL: Wild Rift.
Thet1x: Brawl Stars — “мобилка” на волне успеха
К тому же Riot Games выкатили обширную турнирную программу на 2021 год. Нам показалось, что может быть всплеск интереса к этой дисциплине. Мы напрямую обратились к ним. Они поддержали нас, но предупредили, что будет не сильно много людей, потому что игра только набирает обороты.
League of Legends: Wild Rift. Мобильная игра, которой не хватало киберспорту?
— Какую помощь оказали Riot Games?
— В первую очередь это информационная поддержка. Они пообещали помочь в распространении инфы о турнире по своим каналам комьюнити, о которых не всегда известно организаторам соревнований, хотя мы проводим масштабную рекламную кампанию.
И второе — это техническая поддержка игры. Так как мы организовываем трансляции матчей, нам надо понимать, как их показывать. Riot Games предоставили такую информацию и рассказали об особенностях эфиров.
— Пул дисциплин меняется от года к году?
— Три дисциплины взяли из возможности, что называется, «потянуть». Это оптимальное количество, которое по силам нашей команде. Плюс можно адекватно разбить призовой фонд, чтобы он не был совсем маленьким. Ведь можно и на 10 дисциплин нарезать общую сумму, но выигрыш будет мизерным.
На самом деле провести три «мобилки» в разы сложнее, чем провести «контру» или Доту 2. Фактически сейчас мы организовали три турнира с отдельными каналами коммуникации с группами игроков. Это более высокая нагрузка на команду БФК.
То есть мы готовим три разных регламента, учитываем механики игр, чтобы грамотно их транслировать. Обсервинг трех тайтлов отличается, потому что Clash Royale с вертикальным геймплеем, PUBG с полноэкранным, а LOL уже не на весь экран. Где-то легко включаешься, а где-то придумываешь «технические костыли». Ну и у нас в три раза больше победителей, с которыми нужно взаимодействовать.
О комментаторах
— БФК ищет комментатора для Clash Royale. Кто будет работать на матчах турнира и хватает ли знаний и экспертности нынешним специалистам?
— Это на самом деле бесконечный процесс. В некоторых дисциплинах есть своеобразная очередь. Мы постоянно тестируем новые лица. Так ищем самородки и просто даем возможность попробовать себя в другой роли. Матчи по Clash Royale долго комментировал я сам. Но по обстоятельствам сейчас не могу работать на поединках. Периодически находим людей, которые разбираются в игре.
В эфире постоянно работают два человека. Один должен быть экспертом, а второй как раз может быть не очень подкованным, но при этом ему надо делать эфир интересным. В целом задача комментатора заряжать трансляцию энергией, чтобы ее хотелось смотреть. Часто люди-эксперты в этом проигрывают.
О LAN-финалах МЭТА Mobile
— Гранд-финалы турнира пройдут в онлайне. Почему решили не проводить LAN-ивенты?
— У нас играет много топовых команд. И сейчас есть сложности с тем, чтобы привезти их, обеспечивать проживание. Для этого нужно бюджет увеличить в несколько раз. Финансово мы просто не потянем.
— На Meta Arena уже проходили финалы по мобилкам в рамках Belarusian Esports League Mobile, и наверняка вы сделали какие-то выводы. Насколько новая арена удобная для LAN-турниров?
— У нас 5 июня на арене также пройдут чемпионаты по мобилкам, которые будут организовывать не БФК. Это говорит, что для мобильного киберспорта Meta Arena подходит идеально. Зрителей приходит на такие ивенты немного, для игроков все удобно. После первых соревнований учли пожелания геймеров. Поэтому сейчас докупаем оборудование.
Belarusian Esports League Mobile по Clash Royale. Как прошел первый LAN-турнир в Беларуси после пандемии
О популярных дисциплинах
— На что ориентируетесь в выборе дисциплин?
— Мы общественная организация, но все же зависим от партнеров и спонсоров, которые к нам приходят в течение года. Чем они мощнее и круче, тем больше у нас возможностей. Если бы мне в 2018 году сказали, что будем делать международные турниры по мобилкам, я бы не поверил. И вот наши партнеры также должны получать отдачу.
— Есть ли вообще интерес у белорусов в участии в мобильных турнирах? Много ли заявок подают?
— Если говорим об участии белорусов, то на МЭТА наших соотечественников не очень много и нужно рассматривать Belarusian Esports League Mobile.
В Clash Royale собрали ожидаемое количество игроков — около 40. Наблюдаем часто такую тенденцию, что люди, поучаствовав в одном турнире, занимают невысокое место и больше не появляются. И нам кажется, что комьюнити Clash Royale сейчас не растет. Активность также идет на спад. Мы пытались связаться с Supercell и договориться об информационной поддержке. Но они не вышли на связь.
Белорус Lapokati о победах и заработке в Clash Royale
По LoL: Wild Rift зарегистрировалось восемь команд по пять человек. Но здесь есть потенциал. Во-первых, очень удачный порт. Во-вторых, многие ребята пересели с большого LoL на мобильный. Надежда на эту дисциплину есть.
По PUBG мы собрали довольно много людей, зарегистрировались крутые команды вроде NaVI и Virtus.Pro. И вот эта дисциплина вытягивает МЭТА на тот уровень, который должен быть.
— Ранее турниры, и в том числе МЭТА, проходили по WoT Blitz, Hearthstone, Auto Chess Mobile, Call of Duty Mobile. Но об этих дисциплинах уже давно не слышно. Они не зашли белорусской аудитории?
— В Hearthstone небольшое, но голодное на турниры комьюнити. Лидеры дисциплины сами предлагали сделать призовой фонд, но нас просили организовать мероприятие. С ними нет смысла работать. Количество игроков не растет. Мы предложили им помощь в площадке, но пока на связь с нами они не выходили.
Про «танки» нас периодически спрашивают. Пытаемся построить контакт с Wargaming, но они не заинтересованы в соревнованиях. К тому же российское и белорусское комьюнити достаточно разное. В нашей стране нет такого интереса к дисциплине, хотя пять лет назад это было очень актуально.
Обзор Tank Company Mobile. WoT Blitz “на максималках”?
Call of Duty Mobile — перспективное направление, просто шутер не попал в топ-3, который мы обсуждали. Возможно, в следующем году сделаем пилотный чемпионат, чтобы проверить активность и интерес игроков.
По Auto Chess Mobile проводили национальные отборочные в 2019 году. По сути, все большие студии имеют свои «шахматы». Но сегодня это направление не развивается. Мы боимся, что сделаем турнир, но будем наблюдать «мертвое» комьюнити. Пока по этой дисциплине не планируем никаких действий.
О влиянии пандемии
— Пандемия повлияла на желание играть?
— Был всплеск в начале пандемии, когда все думали, что это ненадолго. Осенью был пик интереса. А потом все свыклись с пандемией, и произошел небольшой откат до прежнего уровня.
В целом, рынок мобильных игр постоянно растет. Другое дело, что белорусский сегмент не очень большой. Ждать тысячи игроков здесь не стоит, но это не означает, что турниры проводить не надо. БФК будет продолжать работать в этом направлении.
Сейчас мы налаживаем связь с Европейскими федерациями киберспорта, чтобы в будущем проводить совместные соревнования и выводить их на серьезный уровень.
О развитии киберспорта
— Какую работу в направлении киберспорта ведет БФК?
— Здесь надо понимать, что общая аудитория игры не равна количеству игроков в турнирах.
В нашей стране есть просадка в детском и подростковом киберспорте. Поэтому те же 16-летние парни получают психологическую травму, то есть они терпят поражение и бросают игру, хотя у них могут быть задатки киберспортсмена. Просто их не научили с раннего возраста, как нужно вести себя на турнирах.
На фоне этого мы плотно взялись за поддержку студенческого киберспорта. Нашли ребят, которые занимаются организацией соревнований без указки. Предоставляем им арену. Наша цель ведь найти тех, кто горит идеей, а не делают, потому что так сказали.
Еще у нас есть запросы от Украинской федерации киберспорта на детские сборные по мобильному киберспорту. Они готовы всячески помогать развитию наших ребят, но мы даже не знаем, кого сейчас можно собрать.
Международный киберспорт развивается быстрее, чем белорусский. В этом есть определенный дисбаланс. Упираемся в емкость рынка и его величину. Но уже понимаем, что нужно привлекать международные инвестиции, чтобы Беларусь могла «поставлять» новых киберспортсменов по разным дисциплинам в том количестве, которое требуется на мировой арене.
Об участии топовых коллективов в белорусских турнирах
— В PUBG Mobile на МЭТА сыграют топовые коллективы, среди которых NaVi, Virtus.Pro. Это успех?
— Топовые коллективы всегда приглашаем. Но кроме них еще хватает участников. Наш призовой фонд — $1300. Для Доты и контры это тир-3 уровень. Для мобилок же хорошая сумма, за которую готовы побороться и лидеры дисциплины. То есть рынок мобильного киберспорта только формируется. Здесь не избалованы игроки. В этом смысле мы довольно конкурентны. Но в Доте и контре понятны ресурсы, через которые можно достучаться до комьюнити. В мобилках такого нет. Все нужно делать «вручную».
YASHA: Разработчики мобильного PUBG могли бы сильно бустануть игру в плане киберспорта, но им это не нужно
— Как влияет участие таких опытных и сильных коллективов на турнир и на развитие белорусского киберспорта?
— Участие топов влияет, когда это LAN. Люди приходят посмотреть, эмоционально вовлекаются, всплеск идет. Но в онлайне можно говорить только о зрительском интересе, который возрастает в сравнении с обычным временем.
Очень сильно влияет на развитие, когда белорусов приглашают в свои составы топовые организации. Люди смотрят и думают: вот он пробился, значит, могу и я.
Семь советов, как ворваться в мобильный киберспорт и добиться там успеха
— Федерация часто зовет зарубежные коллективы на свои турниры, они обычно эти турниры и выигрывают. При этом в командах порой вообще нет белорусов. Какой плюс в таких инвайтах для развития киберспорта нашей страны?
— Нам периодически высказывают претензии, что вот вы отдаете призовой фонд чужим, а могли бы белорусам. Но развитие отечественного киберспорта должно проходить в конкуренции с мировым. Белорусского киберспорта сегодня не существует, как и российского, украинского и так далее. Невозможно сейчас играть только внутри страны и стать профи. В той же Доте в одну команду войдут белорусы, украинцы, россияне. Да, есть ограничение по пингу, но в мобилкам-то его нет. Сам участвую в матчах с испанцами, итальянцами и другими. Если хочешь развиваться, значит, нужно играть со всеми.
Например, в МЭТА по CS белорусы дошло до четвертьфинала и нормально себя чувствовали при этом. Все же турнирная игра – это другое. И взаимодействие с зарубежной командой, с который просто так взять и сыграть нельзя, поможет развитию. Поэтому сегодня на МЭТА мы создаем конкуренцию. Не хочешь играть на высоком уровне, тогда есть Belarusian Esports League Mobile.
Но заметили такую тенденцию, что победители лиги, которых приглашаем инвайтом на МЭТА, чувствуют себя менее уверенно, чем те, кто прошел из открытых отборочных. Поэтому возможно инвайты пересмотрим.
— Не возникало ли желание сделать обязательным наличие хотя бы одного-двух белорусов в команде или сделать для таких команд привилегии?
— На самом деле нет. Такая сортировка ухудшает команды и комьюнити. Мы не должны вмешиваться в формирование коллективов. Когда вводятся такие ограничения, появляются квазимоды. Поясню на примере Belarusian Esports League, где в команде должны быть все белорусы. Команда выигрывает Лигу, проходит на МЭТУ и сразу же кикает несколько тиммейтов. Они понимают, что им надо усиливаться, но с белорусам они ничего не могут сделать и дизморалят тиммейтов. И это формируем мы. Поэтому киберспорт не должен быть жестко национальным.
Об уровне мобильного киберспорта и заинтересованность зрителей
— Насколько в общем вырос уровень мобильного киберспорта?
— Активное развитие мобилок началось два года назад. Слишком мало прошло времени, не так много турниров состоялись, чтобы сделать какой-то вывод. Вот по той же Доте можно подвести итог последних пяти лет, потому что работы в этом направлении было не мало и результат есть. Но о мобильном киберспорте рано говорить.
— Есть ли зрительский интерес? Часто зритель в СНГ со скрипом принимает что-то кроме CS и Dota 2.
— Это формирующийся рынок. Но мало кто из производителей игр проводит нужную работу с киберспортивным комьюнити. Обычно это нечто сопутствующее. Плюс здесь важно, насколько хороший обсервинг будет. В том же PUBG он до сих пор не очень удобный. Мы сажаем 2-4 человека, чтобы они могли по карте ориентироваться.
Еще сами дисциплины не всегда заточены под трансляции. И производители игр часто решают такие проблемы только тогда, когда сами входят в киберспорт. Для мобилок это все еще впереди.