Квалификации к The International 10 для СНГ получились горячими: гранды региона показали себя не с лучшей стороны, коллективы из второго дивизиона DPC-лиги, на которые никто не ставил, рвали всех. Открытием этих отборочных стала Team Empire. Команда прошла через всю нижнюю сетку, выбила NaVi, Hellraisers, PuckChamp и навязала жесткую борьбу Spirit. Со всех уголков социальных сетей слышалась похвала Team Empire и лично Petushara, с которым мы и решили познакомиться поближе.

Белорусский игрок Владислав Petushara Козловский рассказал о трех киках из команды, атмосфере внутри коллектива и о роли SumaiL в его жизни.

О квалификациях: хотелось плакать, когда последний матч закончился

— Подведи итог квалификаций.

— За две недели до начала отборочных меня кикнули и нашли замену. Через пять дней пригласили назад из-за травмы Shachlo. На буткемп приехал за шесть дней до старта квалификаций, сразу начал играть кв. У нас были неплохие показатели — 70% винрейт. Так и подошли к квалам. На самом турнире заканчивали почти везде со счетом 2:1, но все победы — уверенные. Рандомных выигрышей не было.

Конкретно для себя считаю результат удовлетворительным, но не хорошим. В квалах на Инт ведь одно хорошее место и 15 остальных, за которые не предусмотрено ничего. То есть если ты не выиграл, то потратил время зря.

— В Твиттере ты написал, что если бы не было реального шанса пройти на Инт, то были бы другие ощущения. Об этом речь?

Этот твит скорее был о том, что в моем понимании проиграть 2:3 обиднее, чем уступить 0:3. Мы были в одном шаге от Инта, вели 2:1 в серии, на четвертой карте тоже впереди по игре были, но в какой-то момент что-то сломалось. В результате — 3:2. Было очень обидно. Хотелось плакать, когда последний матч закончился. Расстроился сильно.

— Но для Team Empire это все же неплохой результат.  

Да, мы прошли с лузеров, не считались и близко фаворитами, поэтому результат и считаю удовлетворительным. Дойти до топ-3 СНГ, по сути, над нами только Virtus.Pro и Spirit, круто, но проиграть в финале со счетом 2:3 обидно все равно.

От этого ощущения разочарования уже отошел?

Частично. Первые два дня было совсем тяжело.

Почему для тебя так важно было выиграть эти квалификации?

Из-за того, что проходишь на The International с призовым в $40 млн., получаешь большую сумму денег, даже за последнее место. А это где-то около $500 тыс на команду. Это довольно большая сумма. И многие игроки за всю карьеру столько не зарабатывают. Да и вообще это же самый престижный турнир. Игрок The International звучит красиво. Попасть на Инт — моя мечта, поэтому вдвойне неприятно.

— Что не получилось с Team Spirit по игре?

На четвертой карте мы сильно выигрывали по драфту, но при этом допустили ошибку и забанили не того героя. Ребята этим воспользовались и пикнули. В результате драфт был 50 на 50. Начали вести в начале, допустили несколько ошибок и проиграли. Я пока не готов смотреть реплеи, возможно, на стриме как-нибудь разберу наши действия. А на пятой карте с начала проиграли все линии. Для «спиритов» довольно легкий матч получился.

Это была наша восьмая карта за день, каждая из которых длилась больше 40 минут. И мы прямо вымотались, кнопки просто не нажимались.

— Было ощущение и с позиции зрителя, что на пятой карте устали. Что происходило в твоей голове?

— Хотелось собраться, но не получалось. Понимал, что, возможно, это одна из важнейших карт в моей жизни и я должен ее сыграть. Но, реально, пальцы не нажимали кнопки.

Что происходило на буткемпе Team Empire, когда игра закончилась?

Конкретно я снял очки, кинул их в стену и закрыл лицо руками. И вот так сидел. Не видел даже, что делали остальные. Но все были расстроены, кроме нашего мидера depressed kid. Ему 16 лет, он понимает, что все впереди и второе место на квалах для него очень хороший результат. У Глеба сразу начали брать интервью. А остальные были подавлены, особенно тренер.

Вы обсуждали это внутри команды?

У нас пока отпуск. Мы не знаем, что будет дальше с командой. Тем более я де-факто игрок замены, поэтому со мной тоже ничего неизвестно. Где буду играть следующий сезон, сам понятия не имею. Составом Team Empire пока не общаемся. Разъехались с буткемпа, вместе с Лешей Smiling Knight в Беларусь приехали во вторник, 29 июня.

— СЕО Team Empire говорил, что с тобой заключили контракт до старта квалификаций. О чем речь?

— Контракт на год со мной заключили еще осенью 2020-ого. Он до сих пор еще активен. После третьего кика его хотели расторгнуть, но из-за замены оставили все, как есть.

О NaVi: индивидуалка у них высокого уровня, но командой не получается

— Вернемся к квалам. С остальными командами было тяжело бороться?

В моральном плане легче всего было играть с PuckChamp. Драфты у них что ли не очень были. Закончили со счетом 2:1, но первую и третью карты выиграли легко, а во второй у нас шансы хорошие были.

Тяжелее всего пришлось с Team Unique. У нас были максимально близкие драфты. По этой причине казалось, что они могут дать нам бой.

Против NaVi первую карту проиграли, вторая была равной, а на третьей в драфтах победили. Не скажу, что выиграли легко, но и сложностей особых не возникло. Против них и HellRaisers выступили нормально, без каких-либо особенностей.

— Ощущалась опытность и звездность соперников из Natus Vincere?

Чувствовалось, что они очень жадно играют и состав не стакается. Все тянули одеяло на себя. Все фармят, никто не хочет спейсить. Да, индивидуалка у NaVi высокого уровня, но командой не получается. В этом мы значительно переигрывали их. Было ощущение, что приехала команда на мейджор, два игрока не смогли играть, поэтому вместо них взяли очень скилловых стендинов.

— Ваш старт со второго раунда дал вам какую-то фору?

— Мы изначально были готовы к Winstrike Team, даже без тех двух карт, которые они проиграли Spirit. Возможно, хороший буст в морали дало то, что начинали среди лузеров и права на ошибку не было. Играли на фулл концентрации все время.

О DPC-сезоне: это нормальная такая поддержка для тир-2 сцены. А для тир-1 команд система плохая

— Что в целом думаешь про DPC-сезон?

Для тир-2, тир-3 игроков — это хороший формат. Ты получаешь неплохие деньги, опыт, возможность попасть в крутую организацию после выхода в первый дивизион. Это нормальная такая поддержка для тир-2 сцены.

А для тир-1 команд система плохая. Потому Valve нужно перераспределить очки в пользу мейджора, чтобы DPC-очки за лиги не были столь существенны. То есть сейчас победитель мейджора и DPC-лиги получает равное количество поинтов. Так не должно быть. Считаю, что если ты победил на мейджоре, то должен гарантированно проходить на Инт. А получается, что ты можешь выиграть мейджор, но при этом не пройти на TI. Это же глупость.

Еще формат лиги немного растянут. Каждый отдельный регион играет по месяцу, а это довольно долго. Можно было бы сжать все расписание где-то до дней 10. Это оптимально.

В целом же формат мне нравится. Все осязаемо и понятно: занял последнее место в первом дивизионе — вылетел во второй; хорошо играешь в первом – попадаешь на мейджор. Это круто, что в DPC участвуют не три коллектива, как раньше, а 16. Это сильная конкуренция, и такая система мне кажется максимально правильной. Но перераспределения очков все же не хватает.

Еще слышал мнение, что на мейджоре мало призовых и ниже 8 место денег не получают. Но всем, кто туда отобрался, досталась неплохая сумма за прохождение на мейджор. То есть на каждый сезон получается где-то $2 млн призовых — это лиги и мейджор, который является кульминацией сезона.

О киках: второй кик был максимально обидным. Если бы в третий раз произошла похожая ситуация, я бы ни за что не вернулся в команду

— Из Team Empire тебя кикали три раза. Почему ты вернулся в третий раз?

— Потому что мой кик был заслужен. На кв-шках довольно плохо вел себя. Отвлекался постоянно. Не хотел играть, ленился. В один момент сыграл кв так, чтобы просто сыграть. Через пару часов позвонил тренер и сообщил, что я кикнут. А через неделю меня вернули обратно. Этот промежуток вообще не играл в Dota 2. За это время я успел разгрузиться и вернуться со свежей головой.

— За что были первые кики?

Я не устраивал менеджмент. Не знаю почему. Сам не понял. Возможно из-за характера, у меня бывают проблемы некоторые. Мне тогда все объяснили, но я так и не понял, почему именно меня убрали из команды. И до сих пор не совсем ясно.

Первый раз кикнули, потому что результаты не устраивали организацию. Они должны были провести замену какой-то позиции. Кандидаты на другие роли отказались, поэтому мишенью стал я. Ну это же не совсем нормально.

А второй раз мы проиграли на каком-то турнире, где я неплохо себя показал. Но мне начали искать замену. Причем взяли игрока, который не является тройкой. Этот кик был максимально обидным. Если бы в третий раз произошла похожая ситуация, я бы ни за что не вернулся в команду. Но поскольку в последнем случае вину за собой чувствовал, то решил сыграться и не подставлять команду.

— Твой тиммейт из Team Empire белорус Леша Smiling Knight говорил, что три твоих ухода не повлияли на коллектив. 

В про-Доте есть команды из коллег и команды из друзей. Team Empire — первый тип. У нас нет прямо такой дружбы. Мы просто работаем на нормальной, позитивной ноте. Знаю мнения тиммейтов относительно моих киков. И они были ни «за», ни «против». Со мной были готовы играть.

— СЕО NaVi после громкого кика General рассказал, что решение о формировании состава за игроками. Как с этим обстоят дела в Team Empire?

— У нас зафорсить замену может и менеджмент, и тренер, и, конечно же, игроки. Team Empire, в принципе, тем и известна, что здесь решение относительно состава принимает в том числе и директор. Далеко не везде так.

Какие у тебя вообще впечатления от Team Empire?

Да положительные, в принципе. Нам организовали прекрасный буткемп в хорошем месте. Зарплату получаю в срок. Что еще нужно от организации?

О похвале Ceb: не знаю, он действительно обратил внимание на мою игру или это была отсылка к нику

— Ты стал открытием квалификаций, даже Ceb похвалил. Что сам об этом думаешь?

Ceb знает значение моего никнейма с русского, потому что мы встречались в пабликах — и я ему рассказал смысл. И вот не знаю даже, он действительно обратил внимание на мою игру или это была отсылка к нику. Но все равно спасибо ему, что упомянул.

Ну а вообще круто привлекать к себе внимание. В этом плане был наравне с моим мидлейнером Depressed Kid. И это здорово. Мне в личку много хороших вещей писали. В Твиттере подписалось человек 300.

Недавно начал стримить, на Твиче у меня уже больше двух тысяч фолловеров. И как раз буду этим заниматься в ближайшее время. В эфирах общаюсь со зрителями, играю паблики. Онлайн разный выходит, но пик был в три тысячи человек.

— Мы, конечно же, не можем обойти стороной историю появления твоего ника. 

— Хотелось иметь оригинальный ник, который смог бы использовать на профессиональной сцене. Чтобы он был рофельным, но не матерным. Поэтому мой ник крутой. Какой-то истории создания нет. Просто пришло в голову. Но при этом я был на LAN-турнире в Москве, и мне не сцене задали такой же вопрос. Не мог же я ответить, что просто придумал. В итоге рассказал стори, что у меня есть штаны, из которых постоянно сыплются перья, поэтому я Petushara. Это была история-полуправда: одежда реально такая есть, но она не причина ника.

Ты задумывался о его смене?

Нет. Но когда играл в Pavaga, спортивный директор был против такого ника. Пришлось сменить, когда ушел оттуда, вернул прежний, потому что он мне нравится. Считаю его крутым.

О белорусских дотерах: их становится явно больше, и они начинают показывать высокий уровень

— Почему ты ушел из системы Pavaga?

Довольно долго играли командой. Точечные замены смысла делать не было, потому что мы дружили и это ни к чему хорошему бы не привело. Решили просто разойтись и с игроками, и с организацией. Но я с HappyDyurara перешел в Jfshfh178, с этой же командой поехал на свой первый минор, что для меня было хорошим результатом.

Как ты вообще попал в Pavaga?

В принципе мы играли миксом, где все друг друга знали. Участвовали в каких-то туриках, выигрывали их. Прогресс был виден. Как-то выступали на квалификации, где выбили команду Odium в составе с Lil. Довольно далеко прошли. Нас заметили и предложили сотрудничество с условиями. До этого мы не играли за организации.

А не получилось в итоге почему… Играли на онлайн-турнире, заняли 4 место. После сели, поговорили и пришли к выводу, что вряд ли сможем превзойти этот результат. Полноценным рабочим коллективом не были, скорее стак скилловых друзей.

— Расскажи вообще о своем пути в белорусском киберспорте. Тренер Nemiga Рома RoMaLL1Ka Цырин сказал, что это он привел тебя в соревновательную Доту.

— Он искал офлейнера в команду Real Noobs. У меня тогда был 7000 MMR. Написал ему с предложением потеститься. Попробовал, все получилось. Так и играли. Наш первый состав был я, ergon, HappyDyurara, RoMaLL1Ka и вроде Fishman. Прошли даже на турнир в Москве, но он в итоге не состоялся. Это был мой первый LAN. Соревновались тогда в «Президентском отеле».

— Вы дружите с Ромой? Есть вообще у тебя друзья из мира Доты?

— С Ромой мы скорее хорошо общаемся. А из друзей… Это весь состав Pavaga, которым играли. До сих пор дружим. Вообще друзья — это такое сложное понятие для меня. Может быть тысяча френдов в ВК, но это же не значит, что они реальные друзья. В жизни из своих знакомых так могу назвать человек 10.

Ты поиграл в коллективах из друзей и из коллег. Какие преимущества у этих типов команд?

У команд друзей лучше атмосфера, и зачастую не бывает проблем с моралью. У коллег может быть дружеская атмосфера, но они не будут верить друг в друга. Могут возникать трудности в коммуникации. А среди друзей бывают сложности с уровнем игры отдельных людей. Хороший друг не всегда равен хорошему игроку. Ну и конечно, в таких моментах сложно кикнуть человека. Вроде бы и надо, но друга убирать из состава не очень хочется.

Когда твои друзья еще и хорошие игроки, это максимально круто. Вот в Virtus.Pro так. Но, к сожалению, не всегда так совпадает.

У меня есть мечта, чтобы мы тем же составом Паваги собрались сейчас, но уже как игроки, набравшиеся индивидуального опыта. Мне кажется, у нас может круто получиться. Не знаю, осуществится ли эта мечта, но, как минимум, попробовать я бы хотел.

— Как ты вообще начал играть в Доту?

У меня довольно рано появился компьютер. Я играл много в третий WarCraft. Из него перешел в первую Доту. А потом вышла вторая, но в нее не заходил почти. Больше в WoW сидел. А в конце 2015 — начале 2016 SumaiL, мой ровесник, выиграл пятый The International. Это дало мне нереальный буст мотивации стать про-игроком. Ну и в 2018-ом, собственно, это случилось. Достижений больших у меня нет, но про-игроком являюсь.

— На каком уровне сегодня белорусская про-Дота?

— Топ-4 команды на квалах к Инту. Смотрим, в трех из них есть белорусы. Это довольно серьезный показатель. К слову, в один из моих составов входили young G, Astral, Smiling Knight и Fishman. Мы таким ростером в квалах участвовали когда-то. Думаю, белорусских игроков становится явно больше, и они начинают показывать высокий уровень. Но количество местных турниров не особо увеличилось.

Что стоило бы сделать, чтобы бустануть отечественный киберспорт?

Как минимум признать его официальным видом спорта, чтобы можно было начать что-то делать в этом направлении. В Украине есть много турниров, где участвуют только местные. И это очень сильно поддерживает национальный киберспорт. У нас такого мало.

О героях: частично мы диктовали мету квал

— Твои сигнатурные герои сейчас – это…?

Dragon Knight, Timbersaw и Axe. На этих героях, как раз, играл на квалах к TI 10. У нас перед стартом отборочных было пожелание выступать на комфортных персах для каждого. На Тимбере у меня очень много игр. Считаю его своим лучшим героем. DK — это сильный персонаж меты, плюс я его очень хорошо чувствую, хотя у меня нет какого-то космического количества игр на нем. А Axe – это мой персонаж середнячок, на котором неплохо действую. До квал открыл для себя Бруду (Broodmother), но ее много команд банили.

Мета квалификаций к The International 10 чем-то тебя удивила?

Считаю, что частично мы диктовали мету квал. Пикали уверенных героев, побеждали ими. Команды, которые проигрывали или смотрели наши матчи, перенимали опыт. Многие повторяли наши распики и приоритет персонажей. Мы же наиграли не так много стратегий, зато на каждую позицию у нас было несколько сильных героев.

Насколько удавалось сохранить нужный вам пик? Spirit, например, изменили тактику пиков в серии с Team Empire.

Если у человека узкий пул, на котором он хорошо играет, то довольно легко забанить его героев. А когда кто-то выбирает некомфортного перса, то это сразу чувствуется. Где-то не прожимает, где-то не доигрывает. Поэтому Spirit на четвертой и пятой картах хардлейнеров брали в первой стадии.

— У вас была похожая ситуация?

— На пятой карте я играл на Kunkka. Это мой уверенный герой, но он при этом не является хорошим персонажем. Других вариантов на тот момент просто не осталось. Все хардеры были в бане.

— Тебе не кажется, что сейчас немного метовых героев офлэйна?

Да, их довольно ограниченный набор. Они выполняют одинаковые функции. Axe, Mars, DK — очень похожие герои. Вокруг них зачастую и строится драфт. Есть еще Timbersaw, которым играют далеко не все. Но у него немного отличается функционал.

О характере: закрытый человек, со специфическим чувством юмора

Petushara вне Dota 2. Какой ты?

Дота занимает очень много времени. Поэтому набор увлечений скуден. Вот сейчас играю в Доту или WOW, хожу в зал. Ну и просто гуляю. Это все, что делаю последние полгода. Наверное, у всех дотеров увлечения и интересы плюс минус похожие.

— Как твои родные относятся к тому, что большую часть времени забирает Дота?

Девушки давно не было. А родители нормально относятся, особенно с момента, когда стал приносить деньги. Для Беларуси у меня хорошая зарплата. Больше $500 точно.

— Помнишь свои первые призовые?

— Заработал их на онлайн-турнирах вроде бы ESL Victory Cup. Примерно $70 на человека выходило. Это в 2017-ом было. А я тогда учился в университете на специальности «Таможенное дело». Неплохой доход был. За первые деньги купил аркану в Steam на Legion Commander. Да и отложил немного. На сегодня где-то $20 – 25 тысяч призовых заработал.

А на что копишь сейчас?

Хочу купить квартиру. Возможно, в Минске. Еще не думал о локации. Пока и близко не накопил. Но это моя финансовая цель на ближайшие несколько лет.

Какой ты по характеру в домашней обстановке?

Я довольно закрытый человек, но работаю над этим сейчас. Мне сложно общаться с людьми, поддерживать разговор. С близкими друзьями, конечно, такого нет. А вот с новыми очень тяжело. Сейчас проще. Если бы мне понравилась девушка на улице, я бы не познакомился. Потому что довольно стеснительный. Еще у меня специфическое чувство юмора. Кому-то мои шутки могут показаться слишком вульгарными, неприемлемыми, черный юмор, что ли. Я довольно ленивый. Вот во многом из-за этого меня и кикнули в третий раз. Но сейчас эту черту устраняю.

Есть что-то, о чем ты жалеешь?

Недавно я проиграл самую крупную квалификацию в своей жизни. И об этом очень жалею. Еще в 2019-ом году выступал за jfshfh178. И меня оттуда кикнули. В один момент сломался психологически и начал плохо играть. Хотел очень сильно в том составе быть, но меня оттуда выгнали. Жалею, что тогда не приложил должных усилий, чтобы остаться в коллективе.

— Какие у тебя планы на ближайшее время?

— Ближайший месяц буду много стримить. Хочу за это время разобраться с командой и понять, где же буду выступать. Цель продолжить карьеру про-игрока есть, вопрос в каком коллективе. А так буду совершенствоваться и в Доте, и по характеру. Ну и подписывайтесь на мой паблик Вконтакте и Твиттер, заходите на трансляции на Twitch.