Сколько лет уже люди говорят о том, что Dota 2 умерла? Пять уж точно. А может и больше. Пластинка настолько заезженная, что мелодия с нее стала фоновым шумом, на который и внимания-то никто не обращает. Мол, народ жалуется, но денежка-то на счет Valve капает. Последний сбор призовых к The International установил очередной рекорд — 40 миллионов долларов. А это лишь малая часть от задоначенного. На бумаге пациент, скорее, жив. Но почему-то сама компания-разработчик делает все для того, чтобы его убить. И пандемийная пора показала, что Valve всем офисом уселась на подушку, которой душат прикованного к постели больного. Отношение компании к своему детищу поражает.
Удивление от пандемии в ее начале еще можно было понять. Все-таки весь мир был к этому не готов. Не перестроилась на новые рельсы и профессиональная Dota. Целый год Valve никак не интересовалась про-сценой и бросила все на самотек, на откуп турнирных операторов. Ивенты в онлайне организовывались, попадали на них все чаще одни и те же команды, а выигрывала турниры стабильно Team Secret. Одно киберспортивное событие в Dota практически ничем не отличались от другого, наступил бесконечный, почти годичный, «День сурка». Каким-то чудом его даже умудрилась пережить тир-2 сцена, обделенная вниманием зрителей, турнирных организаторов и спонсоров. Тяжелая пора для всего мира, в том числе и мира Доты, впрочем, не стала такой уж тяжелой для Valve. Рекордные сборы призового фонда для TI 10 явно порадовали компанию.
Правда, радость эта за пределы офисов разработчика не вышла. Чемпионат мира ни в каком виде проводить не стали. Отмечать юбилей без гостей как-то неудобно. Пати перенесли на год. А киберспортивных фанатов и команды осчастливили анонсом DPC-сезона с мейджорами, понятной системой заработка и даже офлайн-турнирами. В теории вся эта красота должна была взбодрить комьюнити и триумфально подвести нас к долгожданному The International. На практике же система оказалась, мягко говоря, не идеальной. А сам анонс вышел настолько спонтанным, что игроки без команд соглашались на предложения любых коллективов, лишь бы получить шанс пробиться на TI. Да и долгожданные LAN-мейджоры разочаровывали. На сингапурский турнир не смогла приехать уйма игроков и даже целые составы, а на киевском половина приехавших уже была не мотивирована добывать заветные DPC-очки. Баллов можно было нахвататься и в регулярном онлайн-сезоне. Впрочем, об этом мы уже говорили раньше.
Кульминацией всего почти двухлетнего сериала под названием Dota и COVID стал очередной перенос The International. Оказалось, что за все время, пока Valve намеревалась триумфально отпраздновать юбилейный чемпионат мира в Швеции, никто в компании банально не поинтересовался у местных властей, а можно ли вообще там проводить турнир в нынешней эпидемиологической ситуации? Оказалось, что нельзя. Причем объявили об этом как раз во время проведения отборочных к турниру. К счастью, добрые власти Румынии согласились принять чемпионат у себя. Правда, в октябре. В итоге мы получили два года без TI. А, как известно, вокруг чемпионата мира и крутится весь киберспорт в Dota 2.
И вот на дворе август. Обычно в этот месяц к Доте возвращались даже те, кто забыл свои пароли от Steam. Но традиция была нарушена, причем без веского на то повода. Из-за банальной расхлябанности Valve. И что мы имеем? Почти месяц киберспортивная Dota существует в анабиозе. Кое-какие турниры, конечно, проводятся, но это из разряда “лишь бы было”. По большому счету сильнейшие команды мира могут не заходить в игру три месяца и все равно выступят на чемпионате мира. Но за них-то как раз переживать не стоит. Эти парни разделят 40-миллионный пир и голодными не останутся.
А вот игроки, не пробившиеся на чемпионат мира, сейчас вынуждены искать средства для существования. Организации теряют и разгоняют составы, киберспортсмены бесконечно меняют стаки и конца этому броуновскому движению не видно. Вот сейчас наступит ESL One Fall 2021. Думаете, этот турнир с призовым фондом в $ 400 000 сможет растормошить сонное царство? А вот и нет. Ну поиграют недельку гранды в уже привычной нам пандемийной манере — без мотивации и желания показывать выдающиеся результаты. А потом все вновь затухнет, толком и не разгоревшись.
Показателен в этой ситуации и онлайн в Dota 2. Он неумолимо снижается. И августовская цифра в 670+ тысяч игроков почти в два раза меньше пикового показателя 2016-го. И причин для роста количества дотеров нет. Многолетние проблемы с матчмейкингом не решаются, патчи работают скорее как дефибриллятор и заводят сердце игры на короткое время. Молодым талантливым ребятам сейчас просто нет смысла вырываться в киберспортивную Доту. Заработать здесь можно только на довольно высоком уровне. А туда пробиваются единицы. И эти единицы попали в игру в те времена, когда она была горяча.
Парадоксально, но весь киберспортивный бум последнего десятилетия вообще, и для Dota 2 в частности, случился благодаря The International. И сейчас именно этот турнир убивает игру. Система, в которой все крутится вокруг одного ивента, само собой, не может нормально работать, пока этот ивент не проводится. А не проводится он только только из-за нежелания Valve. Очень любопытно будет посмотреть, сколько призовых соберет TI 11. Есть ощущение, что после двух лет полного наплевательства от разработчика геймеры не побегут сломя голову расставаться с кровно заработанными деньгами ради турнира, который и его организаторам-то не очень нужен.
Так умерла ли Dota? Нет. Она еще жива. Но рано или поздно непоправимое случится. И тогда люди начнут искать причины. А вскрытие покажет, что болезнь начала прогрессировать в 2020 году. Можно будет даже придумать хайповый тезис, мол, Доту убил COVID. Наверное, так и будут говорить в офисах Valve во время всевозможных совещаний-поминок. А огромный нож в спине убитого с отпечатками Гейба там проигнорируют…