О соревнованиях по Rocket League на просторах СНГ слышно не часто. У нас традиционно доминируют Dota 2 и CS:GO. Но в мире этот гоночно-футбольный экшен пользуется популярностью. Причем было время, когда RL обгоняла по пиковому онлайну шутер от Valve. В этом материале попробуем разобраться в перспективах и состоянии киберспортивной Rocket League.
1. Rocket League — что за игра?
Релиз Rocket League состоялся в 2015 году. Изначально экшен был доступен только владельцем PC. Теперь оценить аркаду можно на всех платформах, кроме некстгена. Критики оценивают Rocket League довольно положительно. В среднем ей ставят 8-10 баллов.
Игроки участвуют в матчах, управляя маленькими машинками, и забивают ими голы, при этом пытаясь выжить и устранить соперников. Одномоментно в RL могут рубиться восемь человек — 4 на 4. Доступна и одиночная кампания.
2. Есть ли турниры?
Игра стала настолько популярной и признанной, что довольно быстро после релиза получила статус киберспортивной дисциплины. Сегодня про-игроки участвуют в соревнованиях ESL и Major League Gaming. Также есть серия чемпионатов от компании-разработчика — Rocket League Championship Series (RLCS) Psyonix. Кроме того, международные турниры по дисциплине проводит и WePlay Esports.
— Мы видели, что другие киберспортивные студии пытались зайти в эту дисциплину, но до сих пор эти попытки были относительно безуспешными. К сожалению, в нашем регионе не так много профессиональных игроков, как нам всем хотелось бы, но мы будем прикладывать все усилия, чтобы это исправить — в частности, с помощью нашей турнирной платформы, — заявил лид esports-команды WePlay Esports Антон Токарев. — Нас удивило, что подбор талантов для турнира по RL был более сложным, чем инвайт команд. Пришлось приложить немало усилий, чтобы собрать крутую компанию талантов для качественного освещения, к которому привыкли зрители на трансляциях WePlay Esports. Из особенно положительного можно выделить комьюнити Rocket League и ту связь, которую мы успели наладить за столь небольшой срок, – вы просто супер.
— Компания разработчик активно идет на контакт по вопросам помощи в организации турниров?
— Коллеги из Psyonix — отличные ребята, которые искренне любят и переживают за свою игру и ее киберспортивную составляющую. Коммуникация с ними на всех этапах проходила просто прекрасно, и, что главное, — плодотворно. Ссылка на нашу трансляцию была размещена в клиенте игры, для зрителей во время матчей были добавлены дропы внутриигровых предметов. К тому же нам оказали поддержку в распространении анонсов в социальных сетях. Все это способствовало привлечению и удержанию еще большего количества фанатов на трансляции.
3. А что по деньгам?
7 октября стартовал десятый The International, на котором разыгрывают более $40 млн. В то время как на Rocket League Championship Series — турнире от разработчиков, призовой фонд — $300 000 на главном ивенте и от $30 000 до $100 000 на региональных отборах.
Не обходится и без сторонних турниров с хорошим призовым — на WePlay Esports Invitational featuring Rocket League разыграли $100 000. Есть соревнования с призовыми в $20 000 — $50 000, но их не так много. Основная часть соревнований имеет призовые фонды от $3 000 до $5 000, но есть и меньше.
На белорусском турнире от Pavaga организаторы выделили на призы $200. И это связано с невостребованностью дисциплины.
4. А что же в Беларуси?
В нашей стране все очень скромно. Официальных соревнований до 2021 года не было. Организовывались только любительские ивенты. В этом году Pavaga Gaming при поддержке Белорусской ассоциации компьютерного спорта и VOKA Gaming провела открытый турнир Pavaga RL Exploration Cup, победителем которого стал состав австрийской SMARACIS Esports.
— Белорусы, к сожалению, самые не заинтересованные в дисциплине игроки. Не было ни одного белоруса, кто бы принял участие хотя бы на квалификациях. Значит, нужно поднимать интерес к дисциплине в регионе. В остальном же СНГ очень нуждается в турнирном операторе, который будет проводить соревнования на постоянной основе — желающие играть и смотреть имеются. После нашего турнира было много положительного фидбэка от игроков, зрителей, хватало вопросов о том, когда следующий турнир и будет ли он вообще, — рассказывает организатор турниров Pavaga Gaming Ян Lav1Las Лазечный. — Самое сложное из организационных моментов — это выбор удобной площадки для проведения квалификаций. Faceit, как оказалось, в плане проведения турниров по RL очень сильно проигрывает в сравнении с Dota 2 или CS:GO.
По мнению Яна, Rocket League — одна из перспективных дисциплин, которая очень сильно хочет догнать остальные. Представитель Pavaga отмечает, что нужно продолжать проводить турниры, тогда и белорусские игроки, увидев движ, сами подтянутся.
5. Игрок в Rocket League — это престижно?
Капитан SMARACIS Esports Джамал Tango Абдуллаев рассказал, что игроком Rocket League сегодня быть не совсем престижно. К тому, же лучшие команды СНГ далеко не лидируют в мире.
— Приятно быть одним из лучших в своем регионе. Но уровень региона определяется как раз этими самыми игроками, которые пока не способны дать отпор мировым лидерам . Если говорить о призовых, то не скажу, что суммы — вау, но и совсем скромными их не назовешь. Хотя относительно других дисциплин можно и побольше, — отмечает Джамал Tango Абдуллаев. — Мы испытываем дефицит и международных, и локальных соревнований. Но по слухам скоро в СНГ произойдет много чего интересного. Как по мне, очень не хватает локальных турниров. Psyonix сделали верный шаг, когда добавили в RLCS еще четыре континента, но не помешало бы проспонсировать пару крупных лиг для некоторых регионов, в том числе, конечно же, для СНГ.
6. Если в Беларуси игра не популярна, то в Европе наоборот
Англоязычные эксперты наоборот отмечают высокую популярность игры в Европейском регионе. Связывают это с тем, что разработчики Rocket League сделали ее бесплатной. Как результат, аудитория за последний год выросла в несколько раз. Также, на их взгляд, игра супердоступна за счет отсутствия какого-либо насилия.
— Когда ты наблюдаешь за фэндомом игры и видишь, как люди вовлечены, понимаешь, что популярность Rocket League довольно высока. Rocket League в киберспортивной культуре больше напоминает классические виды спорта. Понять ход игры очень легко: есть поле, мяч и две команды, которые соревнуются друг с другом. Это знакомо любому зрителю. Основной аудиторией может быть кто угодно, — уверен комментатор Джейсон SUP3RSoN1K Бернс.
Согласен с кастером и его коллега по цеху Адам Lawler Торнтон:
— Rocket League действительно известна на международном уровне, и большая часть тех, кто играет профессионально, использует английский в качестве основного языка общения. Аудитория Rocket League — это микс случайных и вовлеченных зрителей. RL может показаться детской игрой, где машинки играют в футбол, но мы видим много зрителей разных возрастов. Приходят как дети с родителями, так и компании студентов, которые азартно болеют за своих фаворитов. В этом вся прелесть игры: в ней нет никакого насилия, она супердоступна.
7. Выход на мобильный рынок
Автомобильный футбол должен появиться и на мобильных телефонах. У Rocket League Sideswipe будет та же концепция, что и у оригинального тайтла. Однако геймплей несколько изменится. Матчи будут длиться две минуты. Команды будут состоять из двух геймеров. Игровое поле станет двухмерным. Релиз Rocket League Sideswipe запланирован на 2021 год, точная дата не называлась.
— Rocket League Sideswipe — очень интересный и перспективный проект. Уверен, что разработчики передадут мобильной версии тот геймплей, за который любим эту игру. Осталось лишь дождаться полноценного выхода беты и убедиться в этом, — отметил Антон Токарев.
8. Чего не хватает?
Выходит, Rocket League — суперудобная дисциплина с поклонниками всех возрастов. Игра очень привлекательна для людей, которые не приемлют сцены насилия в гейминдустрии, а еще она подходит для семейных вечеров. К слову, комментатор Роман Casper Лепехин в одном из интервью рассказывал, что по вечерам играет в RL со своим сыном. Концепция игры довольна понятна, поэтому даже у новичка не возникнет больших сложностей с правилами игры.
Однако комментатор Адам Lawler Торнтон отмечает, что игре очень нужен творческий режим или еще какие-то способы ее оживления. Например, новые карты или совершенствование физического движка:
— Сейчас, кстати, проводится масштабная работа по переводу игры на Unreal Engine 5. В основном пока это просто косметические модификации автомобилей. Но как только переход произойдет, должен открыться целый мир возможностей.
Кастер Джейсон SUP3RSoN1K Бернс же наоборот уверен, что все основные элементы в Rocket League уже есть, но при этом нужна корректировка внутриигровой системы.
— В Rocket League есть клубы — это сообщества, в которых можно состоять с друзьями и играть друг с другом. Хотел бы увидеть рейтинг таких сообществ. Когда видишь свой результат по сравнению с соперниками, это прибавляет мотивации. Сейчас можно найти только свой соло-рейтинг, — говорит Джейсон SUP3RSoN1K Бернс. — Psyonix уделяет игре достаточно внимания. Но сейчас общество хочет больше узнавать о деятельности разработчиков. Компания же не очень настроена раскрывать карты, пока все не готово. Но я не хочу ждать следующего сезона, чтобы понять, над чем сейчас работает компания.
9. Какое будущее ждет эту дисциплину?
Джейсон SUP3RSoN1K Бернс: Сложно сказать. Я думаю, она станет очень популярной. Что касается маркетинга, для Rocket League сейчас все выглядит максимально оптимистично. Что касается киберспорта, то в этом сезоне игра побьет все рекорды роста, и будет и далее получать те же инвестиции и отдачу. Не думаю, что разработчики в этом плане сбавят обороты. Мне кажется, что будущее Rocket League выглядит прекрасно.
Адам Lawler Торнтон: В игре не произошло никакого скачка в плане скилла. Сейчас она более стабильна. Прямо сейчас специалисты работают над совершенствованием базы, которая и создает устойчивую структуру. С другой стороны, молодые ребята талантливы в плане механики. Никогда не знаешь, чего от них ждать.
10. Как улучишь положение в сфере киберспорта?
Адам Lawler Торнтон: Первый шаг — вернуть офлайн-события. Эта игра в LAN-формате — действительно что-то особенное. В декабре исполнится два года с момента нашего последнего международного соревнования.
Джейсон SUP3RSoN1K Бернс: Было бы здорово, если бы в этом году вернулись LAN-турниры. Сейчас создатели хотят собрать игроков и провести полномасштабный мировой турнир, особенно с помощью региона APAC, двух регионов Азии, Южной Африки и EMEA. В этом сезоне можем собрать игроков со всего мира. Было бы здорово пригласить их на LAN-мероприятие и посмотреть, как они играют спустя два года онлайн-турниров. Надеюсь, к концу этого сезона сможем вернуть болельщиков на стадионы.
Rocket League в LAN-формате с фанатами на трибунах — это действительно совсем другие впечатления. На свой первый LAN я пошел после того, как поиграл в RL два дня. Хотел просто посмотреть, что это. Когда толпа кричала и общалась — это было похоже на футбольную Лигу чемпионов. Никогда не ощущал ничего подобного. Надеюсь, в этом сезоне мы сможем вернуть LAN-ы на стадионы.