Тема кибербуллинга в онлайн-играх поднимается все чаще, особенно когда проблема касается детей. Чтобы противодействовать этой распространенной в интернет-пору напасти, объединяются целые организации. Белорусская федерация киберспорта и Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), к примеру, заключили на этой неделе меморандум о сотрудничестве. 

— Мы уверены, что наше партнерство с ЮНИСЕФ станет новой возможностью для обеспечения комфортной и безопасной среды в онлайн-пространстве для всех детей Беларуси. И для тех, кто собирается стать киберспортсменами, и для тех, кто просто заходит в онлайн-игры. Мы уже начали движение в этом направлении, открыв детско-юношеский центр киберспорта MetaSpace, но еще очень много предстоит сделать. В том числе и через сотрудничество с такими глобальными партнерами, как Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, — рассказал председатель Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш

Из ближайших планов в рамках сотрудничества проведение общенационального исследования на тему безопасности детей в онлайн-пространстве и разработка рекомендаций для производителей игр. 

Торжественная часть продолжилась конференцией, темой которой стала безопасность онлайн-игр для детей. К обсуждению подключились разработчики тайтлов, психологи и даже родители. 

Педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи Татьяна Колас рассказала о влиянии видеоигр на людей, а также о том, как распознать зависимость у геймера.

Многие родители любят обвинять во всех проблемах интернет, однако те же родители постоянно дают детям гаджеты, чтобы занять их. Разделять виртуальный и реальный мир сейчас нельзя. Они слишком тесно переплетены. И обязанность обезопасить онлайн-жизнь ребенка лежит на родителях, в первую очередь. 

Татьяна отметила, что основную опасность в сети для детей представляют нежелательный контент, кибербуллинг и игровая зависимость. И эти проблемы существуют параллельно с интернетом уже много лет. И детей нужно обязательно готовить ко встрече с ними. Ведь даже в самих играх разработчики не говорят юным геймерам, куда обращаться и что делать в случае буллинга. Не мешало бы авторам тайтлов, по мнению психолога, напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв после нескольких часов за компьютером.

Тему продолжила мама двоих сыновей Алена Хомченко. Она рассказала историю своей семьи и поделилась проблемами, с которыми столкнулась, когда ее старший сын начал активно играть. 

В пять лет наш старший ребенок впервые начал играть на ноутбуке. Однажды мы дали ему мыльные пузыри, чтобы разнообразить его занятия. Но он пошел и из мести вылил содержимое упаковки на ноутбук. Чуть позже на телевизоре обнаружили тонкую полоску, примерно такую, как проводят гвоздем по машине. Оказалось, что наш ребенок огорчился тем, что ему не давали играть на компьютере, и провел ножничками по телевизору. 

После второго класса купили ему планшет, чтобы он мог подконтрольно играть, к ноутбуку мы его уже не пускали. Сын находился в своей комнате и оттуда доносились крики и возмущения. А потом все затихло… Он выходит и торжественно сообщает, что разбил планшет своей головой, потому что у него что-то не получалось в игре. Мне сложно было удержаться от смеха. 

Параллельно со всем происходящим мы пытались подобрать ему занятие спортом, но ребенку ничего не нравилось так сильно, как компьютерные игры. А затем он увлекся футболом, мы были счастливы. Но из-за травмы пришлось поставить точку на спорте. И тут мы наткнулись на киберспортивную школу. Программа мне понравилась, и я решила, что если это безумие нельзя остановить, то нужно его возглавить. 

И сейчас сын счастлив, что его учат всякому в игре и что родители поддерживают. У нас даже появилась общая тема. И сын благодарен за то, что мы его поняли.

На встрече также присутствовал и паблишинг директор World of Tanks Максим Чувалов. Он рассказал о методах регулирования гейминдустрии. Особое место в его выступлении заняла тема возрастных ограничений в играх. Система рейтингов на практике не всегда работает. Ведь если ребенок не сможет купить игру «18+» в Steam или любом другом магазине, то запросто скачает пиратскую версию. 

— Огромное количество детей растет под влиянием игр, и это влияние может быть абсолютно разным, в том числе и пагубным. Игнорировать его нельзя никому. С онлайн-играми нужно учиться взаимодействовать. Особенно подтвердила это пандемия. Для многих людей видеоигры стали возможностью социализироваться. Например, мой друг живет на Кипре. Мы не можем с ним увидеться, но стабильно каждую неделю собираемся с ним поиграть. Хотя куда важнее для нас общение, а не сам геймплей.

Во время презентации Максим отметил, что родителям, педагогам и чиновникам зачастую удобнее свалить все проблемы воспитания на игры, чем по-настоящему справляться с неприятностями. Также спикер привел примеры регулирования игровой индустрии в Китае и Южной Корее. В обеих странах в одно время начали действовать ограничения на количество времени, разрешенного для игр. Однако Южная Корея чуть позже отказалась от этой затеи. А вот в Поднебесной продолжают ужесточать политику регулирования. Например, сейчас в Китае дети могут играть три дня в неделю с 19 до 20 часов. От таких ограничений страдает и бизнес, и сами дети, которые ищут обходные пути.  

Но есть и положительные примеры того, как можно ограничить доступ к нежелательному контенту для несовершеннолетних. Netflix популяризирует функцию «Детский аккаунт», позволяющую родителям решать, что могут смотреть их дочери и сыновья.

Очень важно, что на проблему буллинга в играх на конференции попытались взглянуть максимально объективно. Без банальной демонизации геймерства. Проще всего назвать увлеченных детей зависимыми и бороться с играми, как со злом. Так часто и делают люди, которые просто не знакомы с темой. Но присутствие на встрече людей из мира киберспорта показывало, что, безусловно, важная проблема травли и поведения детей в сети получит неоднобокую оценку. Пока стороны обошлись подписанием документов. Теперь ждем, когда инициативы БФК и ЮНИСЕФ начнут реализовываться на практике.