В Беларуси киберспортивных ведущих немного. Так уж сложилось, что большую часть тематических мероприятий ведет один хорошо знакомый многим человек – Александр Сериков. Именно его ассоциируют с самыми разными турнирами и даже называют “киберспортивным тамадой”. Но кроме всего прочего Александр еще и заядлый геймер с огромным опытом. В рамках проекта “Киберспорт в лицах” мы познакомились с одним из самых ярких ведущих страны.
— Как ты стал киберспортивным ведущим?
— Фанател от игр с самого детства. Очень любил приставки и тот же Counter-Strike… Это увлечение всегда было со мной. Потом стал ведущим мероприятий. А поскольку киберспортивный рынок в Беларуси только недавно родился и у нас еще очень мало профессионалов, подумал, что мое увлечение и работу можно совместить. Ведь не может человек, который не шарит в индустрии, хорошо вести такие мероприятия.
— Насколько тяжело вести киберспортивные ивенты?
— Для меня — достаточно просто, ведь сам фанатею от темы. Всегда приятно работать на мероприятиях, где ты максимально компетентен и окружен такими же заряженными людьми. Это и тебя самого наполняет эмоциями.
— Есть какая-то значимая разница между обычными и киберспортивными событиями?
— К киберспортивным мероприятиям нужен особый подход. Такие ивенты предполагают минимум формализма и официоза, ведь в основном на них приходят подростки и молодые люди. Когда ты пытаешься кого-то отыгрывать или строить из себя, люди сразу пресекают это. Нельзя прийти и открыть такое мероприятие словами: “Добрый вечер, дамы и господа!” Да ребята сразу же скажут, мол, иди отсюда и дай нам Доту посмотреть. С аудиторией нужно общаться на ее языке.
— Какие скиллы тебе нужны, чтобы работать на таких мероприятиях?
— Необходимо разбираться в том, что ты ведешь. Например, если это турнир по CS:GO, то нужно самому немало поиграть, чтобы понимать дисциплину. А вот с мобилками чуть проще, потому что там сами механики другие. Ну и, конечно, куда же без коммуникабельности и открытости. Нужно чувствовать настроение толпы и подстраиваться под ситуацию. Было у меня и такое, что сценарий корректировали на ходу. Например, когда по плану интерактив, а я видел, что он вообще не в тему.
— Самый запоминающийся киберспортивный ивент — это…
— Мне очень сильно понравился LAN-финал VOKA League Season 4 по CS:GO, который проходил в парке виртуальной реальности TELEPORT VR. Красивая локация, команды сидят в кабинках, их снимают камеры, мы видим эмоции игроков — это настоящий европейский уровень. Была реально киберспортивная атмосфера. Прямо вау!
Еще отмечу минский пабстомп The International 10, который Белорусская ассоциация компьютерного спорта организовала в кинотеатре Silver Screen Dana Mall. Там эмоции и атмосфера были огненными, потому что молодая российская Team Spirit выиграла непобедимый PSD.LDG. Еще тогда меня прикололо, что публика пришла подготовленная и многие были в костюмах. Многие зрители выглядели даже круче, чем косплееры. Это показывает, что комьюнити наше развивается, а бесплатная инициатива бывает круче, чем работа за деньги.
Побывали на минском пабстомпе The International 10 и умножили эмоции от победы Team Spirit на сто!
Ну и выставка-конвент Unicon&GameEXPO. Просто крутотенюшка крутая. Ощущал себя там гостем, которому просто дали микрофон. Ходил и глазел на все с открытым ртом. А еще в рамках мероприятия мы собрали команду и играли против зрителей. До старта решили, что будем им поддаваться. А в итоге 13-летние школьники растерзали нас у всех на глазах.
Киберспортивная площадка на UNICON & Game Expo. Пришел, увидел и GG
— Ты как раз и ведешь занятия в школе комментаторов. Чему учишь ребят?
— В этом году решил подойти к обучению, уделив внимание вопросу мотивации. Все же большая часть ребят приходит в абсолютно новую для себя сферу. Я постарался вдохновить их быть ведущими чего угодно. Поделился своим опытом, привел интересные кейсы из практики, дал советы, как работать в паре.
— А ты ведь и сам комментировал турниры…
— Хотелось бы продолжать. Пока киберспорт только начинает расти, сейчас очень ценятся инициативные люди. Я сам напросился поработать комментатором: позвонил организаторам и предложил свою кандидатуру. Мне была интересна сама идея попробовать себя в роли кастера. За это время очень много всего узнал и круто оттянулся.
— Собственный опыт помогал тебе вести занятия?
— Было бы сложно рассказывать ребятам о том, что не пробовал сам. А тут мои слова подкреплялись практическими знаниями, и во время обучения мы разбирали конкретные ошибки кастеров.
Кстати, на Unicon&GameEXPO работал мой ученик. Во время мероприятия подошел к нему, предложил покомментировать вместе. Мы тогда сели и просто развалили эфир.
— Сложнее комментировать или быть ведущим?
— У кастеров больше разговорных часов, они болтают без перерыва на протяжении всего матча. Слушал наших ребят как-то, и вот к концу вечера у них подсели голоса. У ведущего задача другая: к тебе выходит толпа, которую нужно увлечь и замотивировать. Например, подстегнуть участвовать в каких-то интерактивах. В общем, физически сложнее комментировать, а вот психологически и эмоционально тяжелее вести мероприятия.
— Если бы ты создавал собственную программу о киберспорте, какой бы ты ее сделал?
— Это моя несбыточная мечта — обозревать соревнования, игры и давать аналитику. Есть несколько форматов. Во-первых, окунулся бы в ретроспективу, потому что не вся молодежь знает, с чего все начиналось. Так что копнул бы глубже в эпоху “Денди” и рассказывал бы о старых играх, которые правили миром. Во-вторых, делал бы обзоры современных тайтлов. Сейчас игровая индустрия вышла на один уровень с кино, и эта тема заслуживает внимания. Ну и в-третьих, никто же не отменял турнирную аналитику и киберспортивные новости.
Такой бы контент поспособствовал развитию ТВ. Оно получило бы шанс заработать внимание новых зрителей. И ребятам, которые занимаются продюсированием, стоило бы задуматься об этом сейчас, пока эта ниша еще свободна.
— В Украине высокая конкуренция среди студий. Насколько это нужно в Беларуси?
— На киберспортивном рынке нашей страны сейчас нет смысла в конкуренции, потому что потребителей контента пока не так уж много. Поэтому в данном случае, если количество коллабораций увеличится, будет выгодно всем. Если на каком-то канале пойдет трансляция киберспортивного турнира, это будет выгодно и ТВ, и киберспорту. А пока каждый тянет одеяло на себя, чего-то хорошего не будет.
— Ты как-то говорил, что в белорусском киберспорте можно улучшить все. С чего бы начал?
— Если в какую-то сферу вливать много денег, она начнет развиваться. Но тут возникает проблема с отсутствием спонсоров. Когда менеджеры крупных компаний поймут, что через киберспорт можно привлекать новую аудиторию, начнется движуха. А для этого надо показать им, что киберспорт приносит просмотры и новую аудиторию. Сейчас все развивается медленно, но планомерно. Не вижу каких-то препятствий для движения.
— Расскажи о своем игровом опыте.
— В плане игр я просто псих. Сейчас у меня есть Nintendo Switch и PlayStation 5, но за всю жизнь в моих руках успели побывать все консоли, которые выходили. Не занимаюсь коллекционированием, но обращаю внимание на новинки. И когда выходит какая-то приставка, тут же продаю свою и покупаю последнюю. Причем компьютер использую только для CS:GO. Считаю, что играть надо на консолях.
Стараюсь пробовать все тайтлы, что выходят. Например, The Last of Us II предзаказал за долгое время, а в день релиза поехал в час ночи в магазин, отстоял очередь, а потом вернулся, установил и начал проходить.
И вот это все длится у меня с 90-х. Воспринимаю игру как произведение искусства. Еще мне очень нравится смотреть документалки о гейм-индустрии. У меня даже есть идея для игры, но, поскольку я не программист, реализовать ее будет очень сложно.
— О чем бы была игра?
— Сделал бы RPG от лица кота, чтобы можно было использовать их слух, зрение и так далее. Игроки бы проходили определенный сюжет, действие которого бы происходило в одном из районов Минска. Думаю, это бы заинтересовало даже мировую общественность.
— А компьютерные клубы были в твоей юности?
— Конечно! Именно так познакомился с CS, даже участвовал в локальных турнирах. Причем моя команда побеждала в них. Начинали с версии 1.1, потом 1.6. Очень активно играл. Если бы в то время индустрия была развита шире, то я, возможно, стал бы каким-то полупрофессиональным киберспорстменом.
Во времена моей юности в клубы ходили в основном школьники. Хотя всегда была некая группа ребят постарше, которая носила короткие стрижки и шапки на макушке, а в клуб они залетали с полторашками непонятной жидкости. Были и взрослые, но воспринималось странно, когда 40-летний мужик приходил в клуб, чтобы поиграть в GTA: Vice City. За его спиной стояла армада пацанов, которые не могли позволить себе такого и просто смотрели.
— Сейчас как раз проходит Retro Cup. Есть ли у тебя ностальгия по юности?
— Мы недавно собрались с ребятами, кому за 30, и поиграли во все старые игры. Это было забавно. Так что определенная ностальгия есть, да я бы и поучаствовать был не против. Но перед Новым годом, как и у всех ведущих, моя жизнь расписана. Здорово, что есть такая возможность вспомнить прошлое. Какая-то теплая атмосфера, когда берешь мышку и играешь в Quake 3. Та отвратительная графика для нынешней молодежи нам кажется родной.
— Как изменили твою жизнь киберспорт и игры?
— Игры — это невероятно полезно. Они помогают совершенствовать знание английского языка, развивают логическое мышление — это своего рода школа. Так что их ни в коем случае нельзя запрещать. Наоборот, с помощью них детей нужно развивать.
А насчет киберспорта… Понял, что хобби может стать работой — и это невероятно круто. И осознал я это, кстати, на турнирах от Белорусской ассоциации компьютерного спорта. Тут есть и единомышленники, и крутая атмосфера, а еще чувствуешь причастность к движению. В такие моменты понимаешь, что ради этого и стоило жить.
Ребята из ассоциации — большие молодцы. Уверен, что однажды инвестиции в киберспорт дадут тот результат, на который они рассчитывают. Это одна из немногих организаций, которая развивает сферу. Если бы не ассоциация, то многие дети не получили бы эмоций от турниров.
Хочется даже сделать напутствие всем причастным к киберспорту. Самая большая проблема индустрии — токсичность. Давайте будем уважать друг друга и постараемся не быть токсиками.