При обсуждении игровых релизов в первую очередь обозреваются графика, геймплей и сюжет. Саунд-дизайн зачастую остается незамеченным и не упомянутым. На первый взгляд даже кажется, что это логично. На фоне сюжета и геймплея, звуковое оформление ощущается как данность. Все просто звучит так, как оно должно звучать.
Но что, если это ощущение обусловлено тем, что саунд-дизайнеры выполнили свою работу на все 100%?
Задача саунд-дизайна
Вы видели, как создаются звуковые эффекты для игр и фильмов? Саунд-дизайнеры используют самые странные предметы и вытягивают из них звуки, на которые, казалось бы, эти предметы вообще не способны. Например, для создания звука ломающихся костей в MK 11, саунд-дизайнер давил орехи и овощи.
Привычные нам звуки стрельбы или горящего костра порой также приходится создавать искусственно, ведь пострелять из танка в микрофон не выйдет.
Задача саунд-дизайнера креативно сложнее, чем, например, художника. Нужно сделать так, чтобы звук не просто был убедителен, а работал на погружение игрока. И делать это придется из того, что есть, с минимальным количеством референсов. При рисовании условного демона для Doom, можно было бы взглянуть на то, как бесов рисуют остальные художники. А вот для звуков, которые они издают, в ад не спустишься.
Сила погружения и обратная связь
Как и level-дизайн, звук обеспечивает игрока обратной связью, которая помогает ориентироваться в игре. От иконического звука «сбора монет» в Super Mario до звука перезарядки в CS, звук ориентирует игрока, указывая ему на определенное событие.
Обратная связь влияет и на эмоции от геймплея. В музыке и звуках, окружающих нас в игровых ситуациях, сокрыта большая часть эмоций от этой ситуации. Именно звук играет с нашим мозгом, погружая полностью в сцену. Он создает в нас нужный игре страх, подъем духа или напряжение. Если не верите, попробуйте отключить звук в хорроре.
Ирония саунд-дизайна
Самая интересная часть саунд-дизайна в итоге заключается в сочетании его неотъемлемости и незаметности. Плохо выполненная работа саунд-дизайнера будет замечена сразу, ведь некачественный звук бросится игроку “в уши” одновременно с графикой. В то время как отличную работу игрок попросту не заметит.
Звуковой дизайн в видеоигре выполняет роль серого кардинала. Вовремя взятую паузу в саундтреке заметит наш мозг и отблагодарит эмоциями, но до осознания, откуда они взялись, скорее всего, не дойдет. Своих похвал саунд-дизайн никогда не дождется, но за его недобросовестное воплощение, разработчики получат шквал негатива.
Тот факт, что саунд-дизайн практически не обсуждается в индустрии, конечно, печален. Но он является подтверждением того, что дизайнеры проделали настолько кропотливую работу, что она ощущается натуральной данностью.
Без звукового оформления любая игра потеряет значительную часть своей привлекательности и воздействия. А мы потеряем связь с ней.