Говард Филлипс Лавкрафт, известный американский писатель первой половины XX века, оказал значительное влияние на мировую литературу своими работами в жанре ужасов, фантастики и детективного романа. Он создал собственную мифологию – мир, состоящий из сказок, легенд и историй, которые олицетворяют беспощадность, безумие и отчаяние. С момента своего зарождения мифология Лавкрафта начала оказывать влияние не только на мир литературы, но и на другие формы искусства: музыка, кино и в том числе видеоигры.

Почему мы любим произведения Лавкрафта?

Главная особенность его рассказов — создание той самой тягучей, липкой и депрессивной атмосферы космического ужаса, который проникает в нашу реальность через взаимодействие человека с древними и непостижимыми сущностями. Его персонажи часто сталкиваются с непонятными явлениями и существами, которые не поддаются объяснению рациональными методами. Лавкрафт заставляет читателя чувствовать себя неуютно и тревожно.

Собственно, вокруг этой концепции был создан ряд игр, затрагивающих тематику Ктулху, Некрономикона, безумия и невообразимых угроз. Примеры видеоигр, вдохновленных мифами Лавкрафта, можно найти на протяжении всей истории игровой индустрии. Сегодня мы рассмотрим некоторые из самых интересных и ярких творений игропрома, созданных на основе идей Говарда Лавкрафта.

Alone in the Dark. 1992 

Прародитель жанра survival horror. Игра, которая стала настоящей классикой и оставила свой след в истории. Alone in the Dark взял за основу сюжет рассказа «Склеп». Главный герой игры — частный детектив, которого нанимают расследовать самоубийство богатого лорда. Он прибывает в поместье с племянницей убитого и оказываются в мрачном и страшном водовороте событий: мистические тайны, пират-оккультист и встреча с тварями, призванными из других миров.

Серия до сих пор живет и здравствует, и скоро нас ожидает новая глава мрачной истории Alone in the Dark.

Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху. 2007

Разработчики из студии Frogwares, которые занимались созданием приключенческих квестов по мотивам произведений о Шерлоке Холмсе, решили сделать кроссовер. Они взяли известного английского сыщика и погрузили его в мрачный лавкрафтианский мир со своими загадками, мистическими тайнами и ужасами.

В роли Шерлока игроку предстоит раскрыть похищение людей в Лондоне и тайны кровавых жертвоприношений. Ритуалы, психбольницы, секты и статуи Ктулху прилагаются. Игра вышла в 2007 году и получила весьма лестные оценки как от критиков, так и от игроков. Разработчикам удалось самое важное — передать настроение рассказов Лавкрафта и органично вплести персонажа Шерлока Холмса.

Однозначно рекомендуется к ознакомлению всем: “олдам”, книжным фанатам и молодому поколению игроков.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. 2005 

Жемчужина. Ярчайший представитель игр по Лавкрафту, с которым сравнивают последующие творения до сих пор. Команда Headfirst Productions собрали настоящую сборную солянку из разных рассказов писателя: здесь есть и город Инсмаут, и Дагон, и Гидра, и Древние, и шогготы, и прочее-прочее. Несмотря на кривую стрельбу и посредственный стелс, игра подарит вам яркие впечатления и будет держать в напряжении до самого конца.

На дворе 1915 год. Нам предстоит играть за (очередного) детектива Джека Уолтерса, который расследует загадочное похищение и пытается разгадать тайну своей амнезии. Атмосфера в игре передана просто безупречно! Вы постоянно находитесь в напряжении, а особенности геймплея заставят вас бояться и шума, и теней. Авторы CoC разбавили игровой процесс новой для своего времени механикой — психическое здоровье. Таким образом, главный герой может умереть не только от физических повреждений, но и от ментальных — он действительно может сойти с ума.

К сожалению, игра оказалась провальной на старте, а студия впоследствии закрылась. Но это не помешало проекту стать достойным (если не лучшим) игровым воплощением мира Лавкрафта.

Darkest Dungeon. 2016 

Это пошаговая стратегия с элементами рогалика от студии Red Hook Studios. Вы берете под управление группу героев, которые исследуют опасные подземелья, полные монстров, магии и темных секретов. Игра уникальна тем, что управление персонажами зависит от эмоционального состояния. Если персонаж становится слишком напуганным, то он может сбежать или даже умереть. При создании игры разработчики использовали множество мотивов, стилистики и атмосферы, связанных с произведениями Лавкрафта.

Bloodborne. 2015 

Игра от японских разработчиков FromSoftware хоть и не основана на рассказах Лавкрафта, однако очень сильно вдохновлена творчеством американского писателя. Это прослеживается не только во внешнем готическом стиле, но и в более тонких аспектах: изменение окружения, запахи, описание событий и предметов, постепенный переход от мистики к неземному, космическому ужасу. Bloodborne берет все компоненты лавкрафтианского ужаса и переносит их в свой вымышленный город Ярнам. Разработчики прочувствовали и смогли передать гнетущую атмосферу без использования монстров, богов и локаций литературных произведений писателя.

Автор: Артем Жаворонков