В конце октября вышел фильм по серии игровых хорроров Five Nights At Freddy’s (FNAF), и за первый же уикенд “Пять ночей с Фредди” собрали больше 130 миллионов долларов при бюджете всего в 20. Картина сразу побила несколько рекордов в США. Эксперты считают, что основных причин успеха экранизации две: отличное релизное окно с выходом под самый Хэллоуин, так горячо любимый в США. И огромное сообщество фанатов, которое за девять лет существования серии разрослось до невероятных размеров. Так ли это? Разберемся в этой статье.

Все дело в истории

Если вы по какой-то причине до сих пор не слышали про FNAF, или слышали, но не играли/читали/смотрели, то ловите небольшой экскурс. В 2014 году молодой разработчик Скотт Коутон выпускает первую из серии игр про сторожа в пиццерии, который устраивается в “Freddy Fazbear’s Pizza” в надежде на легкий заработок. Главная фишка заведения — “живые” аниматроники, которых запускают для развлечения гостей. Какого же его удивление, когда оказывается, что роботы в костюмах ночью превращаются в хищные машины для убийства.

Игры серии выпускаются на движке Unity, и породили множество клонов. Если первые проекты Five Nights At Freddy’s представляли собой нишевые survival-horror, то в последующих уже стал проглядываться сюжет. Ну или фанаты так хотели думать. На данный момент существует целых девять игр, включая различные спин-оффы, а также книги, комиксы и теперь вот фильм. Франшиза собрала огромную базу фанатов как в США, так и по всему миру.

Почему все так любят FNAF

Причин популярности проекта довольно много, причем это относится ко всей франшизе, а не какому-то определенному продукту. Если обобщать, то:

  1. Это страшно
  2. Это просто
  3. Это весело
  4. Это что-то свое, что вызывает ностальгию (у жителей США в первую очередь)

Но давайте обо всем по порядку.

Это страшно

Вы наверняка слышали, ставшее уже крылатым, выражение: “Хоррор на Unity”. Сейчас оно означает, что перед вами третьесортный проект с 24-й страницы Steam, собранный на коленке в попытке получить широкую огласку благодаря сеттингу, главному монстру или нелепому стилю. Но в 2014-м хорроры на Unity воспринимались совсем иначе.

Five Nights At Freddy’s умела нагнать жути на игрока, как и первый проект про Slenderman, даже несмотря на простоту картинки и незамысловатый сюжет. По сути, вы сидели и смотрели в несколько камер в ожидании очередного скримера. Но главная фишка проекта в том, что он не давал расслабиться. Темнота, саундтрек, помехи, все вокруг держало в напряжении. Именно обстановка и неприятная атмосфера усиливала эффект от неожиданного скримера в разы.

Это просто

Простое бывает сложным. И это на все сто процентов про FNAF. Геймплейно и сюжетно игры серии не представляют собой совокупности тонких перипетий и загадок, как Silent Hill или Scorn. Но тем и приманивают аудиторию. Лаконичный стиль, понятные антагонисты не обременены сложными судьбами и метафорами. Главный герой — обычный охранник или другой простой человек. Место, где вас пугают — пиццерия или офис. Единственное, что выбивается из колеи — это аниматроники, ибо их демонические сущности, жаждущие крови, отдают мистикой. Но в целом, они тоже выглядят и пугают понятно. И это работает, ведь все, что остается игроку — это бояться. А что еще нужно в хорроре?

Примечание: по вселенной Five Nights At Freddy’s есть множество форумов и статей на самые разные темы. Фанаты регулярно выдвигают новые теории и находят отсылки внутри игр и книг. Если вас заинтересовал этот фандом, то погрузиться глубже можно тут

Это весело

Наверное, нет такой игры/фильма/книги, у которых не было бы противников. И FNAF не стал исключением. Но,забавный факт: многие люди, кому игра не понравилась, в большом процентном соотношении с единомышленниками скажут вам, что играли хотя бы в одну из частей. Или смотрели прохождение. Причина довольно проста — FNAF не только страшный, но и веселый. Суть в том, что первые игры сделаны уже довольно давно и спустя время где-то могут казаться не столь страшными, сколько забавными. Да и сам эффект от скримеров начинает спадать после двух-трех моментов подряд.  И даже если вы не фанат хорроров, то точно стоит посмотреть хотя бы нарезки со стримов. Где пугаются другие, это тоже забавно.

Это вызывает ностальгию

Изначальными прообразами для аниматроников из FNAF послужили реальные “живые” куклы, которые были популярны в США в 80-е. Тогда было модно поставить роботизированного маскота своего заведения на сцену для привлечения большего количества посетителей, особенно с детьми. Также игры серии полны отсылок к американской культуре и пропитаны менталитетом страны. Несомненно, когда подростки из США запускают FNAF, их главная цель — получить яркие эмоции от испуга, а вот старшему поколению проект может приглянуться ностальгией, хоть и омраченной скримерами.

Так вот в чем тут кино

Все вышеперечисленные причины повлияли на успех не только франшизы, но и новой кинокартины. Фильму удалось сохранить дух игр и прекрасно передать атмосферу того самого ужаса. И, пожалуй, самую большую роль в успехе картины сыграла фанбаза. За девять лет существования Five Nights At Freddy’s (FNAF) обзавелась не только официальным контентом, но и фанатским, причем в гораздо большем эквиваленте. Анимация, моды для других игр (Minecraft, Garry′s Mod), комиксы и арты — все это сделало FNAF еще более популярным во всем мире. Не удивительно, что в преддверие Хэллоуина картина по франшизе с таким огромным сообществом собрала такую поразительную кассу.