С появлением компьютерных игр военные открыли для себя новые возможности для оттачивания навыков. Шутеры и стратегии позволяют специалистам моделировать и анализировать ситуации, которые могут происходить на реальном театре боевых действий. В этой статье поговорим об играх, на которых учатся профессиональные солдаты.

Тактические шутеры и симуляторы

В первую очередь, чтобы солдат осознавал себя частью отряда на большой местности в рамках глобального конфликта, его отправляют в шутеры от первого лица. Но с одной оговоркой. Условная Call of Duty или Battlefield не подойдут. Хоть эти игры и могут похвастаться реалистичными копиями моделей оружия и создают атмосферу настоящей мясорубки, где все взрывается, а смерть притаилась за каждым углом — они все еще остаются казуальными. Так во что же тогда играют настоящие бойцы?

Arma

Серия тактических симуляторов от чешских разработчиков Bohemia Games действительно используется как тренажер для боевых подразделений. Благодаря жестким и довольно реалистичным условиям игры, в которой вашему персонажу нужно не только бегать и стрелять, но еще ориентироваться на местности, опознавать противника на расстояниях в несколько километров, держать связь с отрядом и командованием, Arma лучше других проектов приближает бойца к пониманию порядка его действий.

Большой простор для моддинга помогает воссоздавать самые разные ситуации. И если игрокам они дают возможность ощутить себя во вселенных “Warhammer 40 000” или “Star Wars”, то военные используют эту функцию немного иначе. Создавая иммерсивные симуляции боевых ситуаций, приближенных к настоящим, специалисты максимально точно воссоздают условия для погружения бойцов. Arma настолько реалистична, что некоторые кадры геймплея по незнанию преподносились определенными СМИ как снимки реальных боев.

SQUAD 

“Младший брат” Arma, который появился чуть позже и позволил казуальным игрокам окунуться в более динамичный геймплей, но с сохранением жестких требований игры от чехов. Пусть проект выглядит проще, но за счет возросшей динамики, военные также обратили на него внимание. Повышение темпа игры позволяет оттачивать работу подразделения в условиях быстроменяющейся обстановки. В Squad регулярно добавляются новые фракции с реалистичной техникой и оружием, что позволяет моделировать ситуации противостояния с разными типами врагов, начиная от первых армий мира и заканчивая террористами с ближнего востока.

Не только для войны

Нельзя не упомянуть и рекомендации американских институтов и других структур, связанных с армией. Многие из них советуют будущим военнослужащим, а также находящимся в отпуске или запасе бойцам играть в любимые проекты в свободное время. По наблюдениям ученых, компьютерные игры стимулируют развитие реакции и являются хорошей тренировкой зрения и мелкой моторики.

Некоторые психологи в различных случаях рекомендуют военным, прошедшим боевые действия, иногда прибегать к помощи видеоигр для реабилитации. Чаще всего к такой практике обращаются, когда человек, вернувшийся с войны, не может приспособиться к обычной жизни после пережитого стресса. Обыденность кажется серой на фоне боев, и солдаты впадают в депрессию. Тут им на помощь и приходят классические шутеры.

Новая реальность

Кроме традиционных видеоигр военные используют и более сложные разработки, заточенные строго под их нужды. Чаще всего такие технологии пригождаются пилотам и экипажам бронетехники. И если солдатам двух мировых войн приходилось осваивать самолеты и танки буквально на ходу, то у специалистов настоящего возможностей куда больше. Современные симуляторы позволяют максимально точно воссоздать поведение машины, а также требуют от пилота всех тех навыков, которые он применил бы во время боевого вылета.

 

Современные технологии дают возможность не только детально воссоздать кабину и общее ощущение полета, но и отслеживать действия самого пилота. Искусственный интеллект  наблюдает за симуляцией боевого вылета, подмечает ошибки и фиксирует нарушения, а также отвечает за действия противников в небе.

В воздухе, не вставая с кресла

Одним из главных и передовых симуляторов для пилотов многие считают Digital Combat Simulator World (DCS World). Для работы в нем используются не только новейшие технологии, но и специальные костюмы. Подобные проекты часто реализуют в тандеме с “кабиной”, подвешенной в воздухе и двигающейся словно боевая машина во время полета. Внутри нее создается соответствующее давление и нагрузка, призванные обмануть мозжечок человека, и создать ощущение, что он находится в летящем транспорте. Такие системы используют в закрытых учреждениях, не доступных для широкой аудитории.

Для симуляторов, подобных DCS, регулярно разрабатываются и улучшаются модули, позволяющие пилоту максимально приблизиться к выполнению задачи, словно он в настоящем самолете. Разработчики используют топографические снимки реальной местности, а также консультируются и работают с инженерами и конструкторами боевых машин. При этом моделируются даже самые, казалось бы, невозможные ситуации и театры военных действий.

VR и AR

Появление виртуальной реальности смогло продвинуть боевые симуляторы для силовых структур на новый уровень. Наравне с такими проектами, как Pavlov VR и Onward, в которых бойцы могут отрабатывать тактические приемы и работу группы (чаще всего их использует полицейский спецназ), VR позволяет более точно оценить действия бойцов от первого лица, при этом не покидая здания тренировочного центра.

FPV и классические дроны

Конфликты последних лет вывели войну на совершенно новый уровень. Если раньше в небе господствовали самолеты и вертолеты, то сейчас пришла эпоха дронов. Все чаще в подразделениях появляются аппараты под управлением операторов. Дроны ведут разведку или уничтожают наземные силы противника.

И если обычным дроном управлять можно научиться довольно быстро, то для работы с FPV-системами бойцы сперва проходят специальные курсы в отдельных симуляторах, имитирующих полет от первого лица, когда камера аппарата становится глазами бойца.

Пусть война будет только на экранах

Несмотря на широкий выбор самых разных игр и симуляторов боевых действий, все же эти проекты не подготовят вас к реальным боевым действиям или тому, что может случиться, окажись вы на войне. Многие разработчики осознанно подходят к вопросам этики и предупреждают игроков, что все происходящее на экране — может повредить, хоть и является вымыслом.

Хорошим примером служит сюжетная кампания Battlefield 1, которая с первых минут дает понять, что война — это не место для приключений, и несет с собой она только смерть и страдания.