За свою долгую карьеру Джейсон Стэйтем успел сменить множество профессий: был он и перевозчиком, и механиком, и защитником, и просто профессионалом. И вот, на шестом десятке мужик решил отойти от дел и освоить настолько безобидную профессию, чтобы уж в этот раз точно не пришлось в итоге устраивать локальный геноцид какой-нибудь ОПГ. Но не вышло. И это, кстати, почти что дословный пересказ завязки фильма «Пчеловод».
— Шершней лучше всего травить огнем.
Одна из вещей, которых не хватало многим фильмам с Джейсоном, это масштаб. После того как наш саратовский пацан втянулся в рамсы с Семьей и остался жив, смотреть на его разборки с простыми смертными было уже не так интересно, как раньше. И как ни странно, «Пчеловод«, это как раз тот фильм, который и увеличивает масштаб событий. По завязке и промо-материалам может показаться, что это очередная история про локальный замес Стэйтема и какой-то банды чертей, и первые минут тридцать все так и выглядит.
— Воровать у стариков даже хуже, чем у детей. За детей вступятся взрослые, а старикам приходится в одиночку воевать с осами.
Завязка сюжета в целом очень актуальна для наших краев, где уже долгое время царит разгул всевозможных тюремных и «эльфийских» колл-центров, разводящих доверчивых людей на бабки. Не знаю, насколько велика эта проблема в США, но для нас история в самом деле очень злободневная. Такой подход очень помогает проникнуться тем праведным гневом, который испытывает главный герой. И вот, кажется, что сейчас нас ждет камерная нарезка того, как Джейсон Неубивалов наказывает зумерскую ОПГ, но не тут-то было.
— Если Пчеловод сказал, что ты умрешь, то ты умрешь. Никто не в силах этому помешать.
В какой-то момент фильм из обычной истории о вендетте группировке соевых скамеров превращается в сюжет о том, как карающая длань Господа зачищает прогнившую насквозь систему США. По синопсису было понятно, что Джейсон Стэйтем в очередной раз оказывается не тем, кем его считали окружающие, но в этот раз все в разы серьезней. Адам Клэй — это Декард Шоу, Ли Кристмас, Джонас Тейлор и Фрэнк Мартин, объединенные в одну сверхличность. Он не носит трико, не красуется на обложках журналов, он — неумолимая сила, которая прет сквозь любые преграды. Такого не в состоянии остановить ни ФБР, ни ЦРУ, ни Национальная гвардия.
— Если матка понесла дурное потомство, пчелы объединяются и убивают ее ради блага улья.
В ходе просмотра фильма складывается впечатление, что создатели знакомы с мемами про Жеку Стэтхема и грамотно эксплуатируют этот образ. Фильм не скатывается в полный фарс, а каким-то пафосом даже не пахнет. Адам Клэй просто делает то, что должно, и его мотивы, а также раскрытие отрицательных персонажей по ходу сюжета, лишь поднимают градус сопереживания. Это может показаться странным для боевика с Джейсоном Стэйтемом, но у фильма есть даже некоторый социальный подтекст, поймут которые разве что люди, живущие в США, или знакомые с текущей обстановкой в этой стране. Причем, если почитать обзоры фильма от американских ресурсов, можно заметить, что фильм без приколов ударил в весьма чувствительное место для многих американцев.
— Мне 28 лет — на кой хрен мне завещание?
— А я тебе скоро объясню.
Режиссером фильма выступил Дэвид Эйр, наиболее известный по таким картинам, как «Ярость» и «Отряд самоубийц«. Последняя лента серьезно подкосила карьеру перспективного творца, и в последние годы о нем все немного позабыли. В «Пчеловоде» можно увидеть то, за что его в свое время определили в когорту больших талантов. В фильме очень бодро поставлен как экшен, так и редкие статичные сцены. Локации и настроение в кадре постоянно меняются, и это не дает зрителю заскучать. Несмотря на то, что на протяжении почти двух часов на экране происходит постоянный замес, подход режиссера к их постановке не дает всему действию скатиться в нечто монотонное. В фильме можно увидеть как сцены в духе «Джона Уика», так и прочих боевиков про серьезных ребят, в том числе и с самим Стэйтемом.
— Справедливость сейчас не в моде, но мне она нравится.
Единственный минус фильма — это экспозиция. Зрителю мало что рассказывают как о главном герое, так и о второстепенных положительных персонажах. Больше всего раскрытия получили злодеи, да и не столько их характеры, сколько мотивы и подход к деятельности. Однако этого вполне достаточно для того, чтобы поднять градус драматургии до уровня, необходимого для появления истинной антипатии у зрителя. Не то чтобы в подобном жанре была необходимость в глубоком раскрытии характеров протагонистов, но местами при просмотре ловишь себя на мысли, что архетипы персонажей местами уж слишком шаблонные. Главный герой — карающая длань правосудия, ведущий женский персонаж — стандартная сильная-независимая черная женщина.
— Не знаю, кто он, но точно не человек.
Фильм получился крайне бодрым, хорошо снятым и в целом приятным глазу. Это кино, разумеется, не для тех, кто любит разглядывать три скрытых смысла в одном кадре, однако для фанатов классических хорошо поставленных боевиков — самое оно. Существование такого фильма в текущих реалиях, это в целом здорово с культурной точки зрения. В наше время, когда главных героев зачастую делают либо сой боями, либо СНЖ, существование картины, где протагонист — простой жесткий мужик с незамысловатой, но правильной моралью, хорошо само по себе.