Многие уже и не вспомнят, но раньше на территории постсоветского пространства делали поистине шедевральные игры. Шутеры, стратегии, квесты и симуляторы. В этой подборке собрали для вас культовую классику и разбавили ее толикой треша и самобытных, но смелых проектов. Вспоминаем, знакомимся, играем!

Космические рейнджеры

Начнем с классики. В 2002 году свет увидели “Космические рейнджеры” от Elemental Games. Игра сочетает в себе, казалось бы, абсолютно разные жанры: RPG, пошаговую стратегию, симулятор и квест. Вам предстоит взять на себя роль рейнджера-добровольца, вызвавшегося остановить агрессию расы Клисан и спасти “Галактическое Содружество“. Однако не думайте, что вас ждет судьба мессии в духе капитана Шепарда из Mass Effect. Галактика вокруг живет и дышит без вашего участия. Где-то пираты атакуют торговые корабли, заключаются союзы, гаснут звезды и дальше по списку. Геймплей представляет собой смесь пошаговых боев и действий. Каждый ход равен одному игровому дню. За это время вы вольны проложить маршрут, просканировать корабли в радиусе видимости, поговорить или поторговать.

Свой культовый статус “Космические рейнджеры” приобрели благодаря “живому” и открытому миру, а также свободе, которая дается игроку на старте. Игра каждый забег генерирует действительно интересные и запоминающиеся истории, которыми было так здорово делиться с друзьями. Ведь игровой опыт одного игрока может в корне отличаться от другого.

Вангеры

Вокруг этого проекта вырос целый культ. Кто-то ненавидит “Вангеров”, кто-то не понимает, но многие схожи в одном — игра точно стоит того, чтобы хотя бы попытаться проехать пару миль по Фостралу. Отнести к какому-то конкретному жанру игру, как и “Космические рейнджеры”, нельзя. Здесь вам и милл-сим, и элементы RPG, и квеста, и гоночного симулятора. Но если коротко — вам предстоит ездить на груженной припасами машине с пушками и пытаться выжить в тяжелых условиях ужасных дорог и агрессивных конкурентов. Ничего не напоминает, правда?

Сюжет “Вангеров” передать сложно, а терминология игры занимает отдельную строку и настолько завышает порог вхождения, что некоторые игроки не уходят дальше вступления. Нюха, биос, героин, бибураты и другие наименования не только вводят в ступор, но и не имеют четкого описания. Из-за этого игроку тяжело разобраться даже как выйти из диалогового окна. Однако если вам все же хватит терпения и смекалки, то перед собой вы увидите проработанный мир и множество возможностей. Поверьте, “Вангеры” умеют генерировать истории и увлекать на долгие часы. А о любви комьюнити и разработчиков к игре говорят недавний перезапуск игры, выход на мобильных и целой книги о вселенной.

Серия “Козаки”

Помимо “Сталкера”, команда GSC выпускала еще и прекрасную серию стратегий. Конец 17-го и начало 18-го века. Европа охвачена войной. И, в целом, это все, что вам нужно знать. “Козаки” являются классической RTS с постройкой зданий, подготовкой армии и уничтожением противника. Любовь игроков “Козаки” заслужили за свою проработку, широкие возможности и масштаб событий.

Игра отлично воссоздает дух эпохи. Игроку доступны мортиры, стрельцы, мушкетеры, драгуны и множество других юнитов. Все они отлично работают друг против друга, что заставляет оперативно пересматривать стратегию или заранее просчитывать возможные действия врага. Помимо сюжетных компаний, игрок также волен отправиться на случайные битвы или разыграть собственный сценарий в одиночном сражении.

You Are Empty

Проект, который многие могли пропустить, что является большим упущением. Этот шутер от разработчиков из Mandel ArtPlains и Digital Spray Studios точно достоин вашего внимания. “You Are Empty” сочетает в себе просто прекрасную атмосферу Советского Союза в антуражных декорациях, немного странный дизайн врагов, и довольно проработанный для 2006 года физический движок окружения.

По сюжету, главный герой, будучи офицером спецслужб, после аварии впадает в кому, а когда просыпается на больничной койке, понимает, что вокруг наступил настоящий апокалипсис. Люди сходят с ума, медсестры с изувеченными лицами кидаются на пациентов, замотанных в бинты и с аппаратами Елизарова на ногах. Путь лежит в город, где обстановка совсем не лучше: зомби-красноармейцы в буденовках отстреливают собак Павлова, а над головой летает огромный дирижабль, с рупора которого вещается пропаганда светлого советского будущего. Теперь вам предстоит во всей этой вакханалии разобраться, что же привело к столь ужасающим событиям.

Вивисектор: зверь внутри

Еще один шутер, который демонстрирует безграничную фантазию отечественных разработчиков. Основанный на книге “Остров доктора Моро“, “Вивисектор” погружает игрока в обстановку бесконечных перестрелок в духе “Серьезного Сэма” и довольно странных пространственных головоломок. А между тем, на вас со всех сторон бегут хуманизированные гиены с автоматами, медведи с гранатометами на спине и огнедышащие львы. Одним словом — вивисекция во всей красе.

В игре, так же как и в “You Are Empty”, довольно интересно реализована физика. Например, вы можете до кости отстрелить мясо с ног противника, что выглядит довольно впечатляюще, хоть и оставляет некоторые вопросы. В этом плане больше реализма можно увидеть в немецкой версии игры. В ней фича с отстрелом мяса с конечностей противников-людей была убрана в угоду цензуре. Но в свое время именно за эту фишку игру хвалили, а в русской локализации одного из персонажей озвучивает еще молодой Дмитрий “Гоблин” Пучков, что делает обстановку еще комичнее.

S.T.А.L.K.E.R.: Тень Чернобыля

А вот, собственно, и сам “виновник торжества”. Наверное, нет более значимого проекта для всего постсоветского игропрома, чем знаменитый “Сталкер“. Игра обрела свой статус еще задолго до релиза, когда носила совсем другое название — “Oblivion Lost“. Разработка настолько затянулась, а сам концепт игры так часто менялся, что в народе его прозвали “Ждалкером”. Но, как итог — мировое признание и развитие в виде двух готовых игр, а на подходе релиз полноценного продолжения серии. О любви к “Сталкеру” говорит и поддержка со стороны фанатов. В народе настолько любят серию, что модов для него создано, пожалуй, чуть ли не больше, чем для Skyrim. Причем некоторые из них тянут на полноценные игры. А особые энтузиасты до сих пор раскапывают “билды”, в поисках вырезанного контента.

S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля” открыл перед игроками мир таинственной и опасной “Чернобыльской зоны отчуждения”. Мутанты, аномалии, группировки и отважные сталкеры, бродящие по Зоне в поисках артефактов поражали умы геймеров. Наверное, каждый помнит свой первый забег по кордону и встречу с кровососом, а фразы в духе: “Проходи, не задерживайся!”, “Обходи эту шелупонь!” и “Я маслину поймал!” — навсегда остались глубоко в душе.

ИЛ-2: Штурмовик

Один из самых проработанных летных симуляторов своего времени. Игрой восхищались западные коллеги, а многие пытались скопировать и перенять ключевые фишки и механики. “ИЛ-2: Штурмовик” позволяла игроку стать настоящим пилотом времен Второй Мировой. Большой выбор самолетов, вариативность сценариев и хардкорное управление привлекают внимание к проекту до сих пор.

Больше всего выделяется система вождения вашего самолета. Игрок может выбрать самый реалистичный вариант и начать с аэродрома, где, чтобы взлететь, придется закрывать кабину, подключать системы, набирать разгон, убирать шасси и так далее, что порой совсем не просто. Однако даже если вы начнете сражение сразу в воздухе (есть такая функция), то не думайте, что все будет легко. Найти врагов в небе без навигации, а лишь вращая головой, а потом еще и поразить цель без ракет с самонаведением — та еще задачка.

Серия Blitzkrieg 

Продолжая тему Второй Мировой, нельзя обойти стороной и серию стратегий “Блицкриг“. RTS очень детально воссоздает сражения войны 1939-1945. Под управление игрока дается определенное количество боевых единиц, начиная от пехоты и заканчивая танками. А впереди линия фронта, где ждут вражеские позиции. Чтобы выполнить поставленную задачу, вам придется применить недюжие тактические навыки, комбинируя рода войск, обходя врага с тыла и флангов. Все ради победы.

Помимо захватывающего геймплея, “Блицкриг” может похвастать и грамотной проработкой окружения и юнитов. Бои происходят на исторических местах сражений, а операции максимально воссоздают масштаб той или иной схватки. Стоит отметить и историческую составляющую игры. Здесь вы не увидите танк ИС-3 в 1941-м году, или американский десант под Сталинградом.

Ядерный Титбит

Русские квесты, как отдельный жанр, особняком стоят ото всех других. Многие вспомнят “Петьку и Василия Ивановича” или “Штирлица“. Но мало кто слышал о “Ядерном Титбите“. Главное, что объединяет все эти проекты — вы точно будете заглядывать в прохождение. Порою действия, которых от вас ждут, настолько нелогичны, что хочется спросить у авторов: “А вы сами как до этого додумались?”

“Ядерный Титбит”, помимо того, что крайне требователен к логике игрока, так еще и погружает в самые странные декорации. Питер, подпольные бары, роботы, наркотики, сатанисты, рэперы. Каждая новая сцена просто поражает своей абсурдностью и нелепостью. А к голосам озвучки и музыке привыкнуть можно разве что к концу игры. Но в совокупности мы получаем андерграудный квест с довольно придурковатым, но интересным сюжетом.

King’s Bounty

У нас есть добротный аналог “Героев меча и магии” — “King’s Bounty“. Игра является прямым духовным наследником коллеги и отличается разве что декорациями, но все же смогла снискать любовь публики за свой визуальный стиль, историю и некоторые геймплейные фичи. Больше тактики и меньше экономики — вот главные отличия “KB” от собрата по жанру. И хоть обе серии разрабатывались под крылом одной студии, все же нельзя их сталкивать в лоб. 

King’s Bounty” полюбилась игрокам за интересный сюжет и грамотную постановку истории. Игра не растягивается, как это может  быть в некоторых партиях “Героев”, когда недели проходят в замке за накоплением армии. “КВ” заслуженно встает вровень с “Heroes of Might and Magic” и может стать интересным открытием для фанатов тактических пошаговых стратегий.