Неутихающий уже долгое время спор о том, что же выбрать игроку, желающему погрузиться в мир военной техники, вновь разгорелся в 2024 году. В разных углах ринга расположились “Мир танков” и War Thunder. Казалось бы, крайне похожие проекты, ведь и там и там есть бронетехника, леса, модули, прокачка, уровни и так далее. Но, по сути, выбирать и правда есть из чего. А особенно новичку, который только думает, куда ему податься, чтобы не жалеть о потраченном времени и не разочароваться в геймплее танковых баталий.

Основные отличия и сходства

Когда только появился War Thunder, разговоров о сравнении с “Миром танков” не возникало. Продукт Gaijin Entertainment делал большую ставку на самолеты, нежели на сухопутную технику. Ну а танки оставались танками. Но все изменилось, когда и в War Thunder появились стальные монстры на гусеницах. И тут начались первые разногласия. В совокупности, фанаты обеих игр обвиняли противоборствующие проекты в разных вещах: худшей физике, более навязчивом донате, отсутствие разнообразия и дальше по списку.

Но стоит поговорить отдельно про базовые вещи. В обеих играх под управлением игрока есть танки (наличие самолетов и кораблей в War Thunder обсудим чуть позже). И там, и там команды, цель которых либо уничтожить противника, либо захватить базу, или другую цель. И в “Мире танков”, и в War Thunder есть несколько веток прокачки с техникой разных уровней, годов и наций. И это, пожалуй, основные моменты, которые роднят проекты, ведь разница кроется как раз в деталях, а их очень много.

Если говорить о принципиальных различиях, то здесь сразу бросается в глаза более казуальная и понятная игроку система устройства “Мира танков”, и чуть более хардкорная схема War Thunder. И если проект Gaijin в какие-то моменты заигрывает с реализмом, позволяет игроку почувствовать себя в настоящем танке, то вот у конкурента акцент смещен в сторону принципа “Easy to learn — hard to master”. Ведь “Мир танков” пусть и выглядит более казуальным, однако для серьезной игры будет недостаточно знать, где у противника боеукладка, чтобы вынести его с одного заряда.

Плюсы и минусы War Thunder

А теперь поговорим более детально о тех или иных достоинствах и недостатках игр. И начнем с “Тундры”. Здесь вниманию игрока предстают не только танки, как уже было сказано, но и самолеты, зенитки, вертолеты, корабли. Причем всего этого добра столько, что в общей сумме количество единиц техники переваливает за 2000. В этом можно сразу углядеть как плюс, так и минус. С одной стороны — разнообразие. В бою вам приходится смотреть по сторонам, оценивать обстановку и ждать прилета не только из соседних кустов, но и с неба. И казалось бы, это здорово. Однако все рушится в момент, когда вы убиваете врага на “Шермане”, а через две минуты вам на голову падает бомба от него же, но с самолета, просто потому, что он запомнил где вы примерно были. Остается осадочек.

Прогресс

Прогрессия в War Thunder, как и у конкурента, довольно затянута. Вам предстоит качать не одну ветку техники (например, тяжелые танки), а двигаться по неким уровням в рамках одной фракции. Так, чтобы открыть “Тигр”, вам нужно поиграть и на легких танках и на ПТ-САУ, что привносит разнообразие в геймплей, однако отодвигает достижение цели в получение топового танка, который вам приглянулся. А если вы еще и люто не перевариваете игру на одном из видов “стальных монстров”, то, увы, можно только посочувствовать. Или посоветовать обратиться к донатным машинам.

Геймплей

Тут War Thunder раскрывается во всей красе и готов удовлетворить любые потребности. Желаете играть только в своем классе и на определенной технике? Пожалуйста. Мечтаете о реализме, чтобы никаких отметок на карте, только прямой контакт, ноль пометок союзников и все в этом духе? Добро пожаловать в реалистичные бои. Не нравится получать от “старших” коллег по классу? Просим пройти в бои, где участие принимают только машины одной эпохи.

Еще один неоспоримый плюс (он же и минус) “Тундры” — система повреждений. Главное, о чем вам стоит заботиться в бою, так это ваш экипаж и боеукладка. Потеря одного из этих элементов моментально отправляет вас в окно выбора другой техники. И опять же это дань реализму и все логично, но это и упрощает процесс. Какой бы бронированной черепахой не был ваш танк, если враг знает о месторасположении снарядов внутри, то от подрыва вас ничего не спасет. Но тут уж ничего не поделать, у конкурента ситуация примерно противоположная, но тоже не сахар.

Ну и вишенкой на торте станет хай-левел контент. Если в “Мире танков” с уровнем машины становятся толще, наносят больше урона, “видят” дальше и все в таком духе, то в War Thunder на высоких тирах начинается настоящий ад. Ведь современная техника не только быстрее и маневреннее, но и обладает новейшими устройствами. Управляемые ракеты (ПТУР), тепловизоры, дальномеры и все в этом духе делают и без того насыщенный геймплей, в котором вам нужно следить за кучей параметров, еще более сложным. И, да, это также работает и в обратную сторону. Понятно, что не всегда хочется прятаться по кустам и выцеливать БК противника, а с ракетами и ночным видением это все куда интереснее.

Визуал и работоспособность

Сразу стоит оговориться, что обе игры выглядят отлично. Модельки прорисованы идеально, каждый скор, каждая заклепка на броне, все говорит о титанической работе художников. Танки грохочут, самолеты ревут двигателями, корабельные залпы гремят на всю карту. Но единственное, что портит общую обстановку — это ландшафт и дизайн. Если с воздуха текстурки окружения не кажутся столь примитивными, да и особо времени засматриваться на них нет, то вот на земле ситуация гораздо хуже. Проезжая на детализированном танке мимо дома из двух ассетов, невольно задумываешься: “А почему так?” Но, увы, ответа пока нет.

Что касается работоспособности, то тут, как и во многих проектах, многое зависит от вашего железа. Да, игра весит больше “собрата по цеху”, а также кажется чуть требовательнее. Все дело в просчетах баллистики снаряда, его типа, модуле техники, и так далее. Масла в огонь подливает и обилие игроков, ведь помимо танков на земле, с неба пикируют штурмовики. Ну и не будем забывать про все те же ПТУР-ы, вертолеты, управляемые ракеты и прочие прелести. Но стоит отдать разработчикам должное, с оптимизацией, в целом, все хорошо.

Достоинства и недостатки “Мира танков”

Ситуация здесь кажется чуть проще и стабильнее, чем в той же “Тундре”. Есть танки, есть ветки прокачки, есть уровни, типы машин, разные режимы и понятный геймплей. Но, как уже было сказано, “Мир танков” работает по принципу “Easy to learn — hard to master”. И отсутствие самолетов или современных примочек для уничтожения врага вовсе не делают игру более простой или казуальной. Здесь вам предстоит освоить множественные техники танкования, азы тактики и преимуществ ландшафта, а также куда лучше понять, на кого стоит огрызаться, а от кого держаться в стороне.

Развитие

В “Мире танков” вас никто не будет заставлять играть на ПТ-САУ или “Арте”, чтобы открыть следующий тяжелый танк. И это вполне справедливо и логично, а также очень удобно. Но есть один нюанс — это скорость прогрессии. Даже с премиумом и различными бонусами прокачивать новые единицы техники с каждым уровнем становится все сложнее. А помимо того, что вам нужно открыть танк, так его еще нужно купить, прокачать пушку, башню, ходовую, рацию, да и экипаж обучить. Все это занимает львиную долю времени и сил. Играть же на стоковых машинах даже последних тирах — то еще удовольствие. И, как и в “Тундре”, здесь вам на помощь могут прийти донатные танки.

Игровой процесс

Здесь вам не стоит бояться бомб с неба, управляемых ракет. В “Мире танков” нет нужды выцеливать противника за три футбольных поля, а потом еще минуты три вспоминать, той ли нации оппонент, враг ли это, или друг, стрелять или не стрелять. Тут все гораздо проще — зеленые это свои, а по красным открываем огонь на поражение. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. И простота базовых геймплейных механик полностью перекрывается тонкостями ведения боя.

Чтобы грамотно отыгрывать на своем танке, вам нужно изучить класс, изучить его задачи, особенности конкретной машины. Ведь среди тех же ПТ-САУ есть больно бьющие, но крайне хлипкие единицы, а есть медленные и неповоротливые мастодонты, больше напоминающие бункер на траках. У кого-то есть барабанный тип подачи, где-то башня вертится лучше, а кому-то проще встать задом к врагу, чтобы уберечь двигатель. И таких нюансов много, познаются они со временем. Но чтобы именно грамотно себя показать в бою, нужно очень много опыта и еще больше знаний в технике.

“Мир танков” кажется более позиционной игрой. К этому располагает и левел дизайн. На большинстве карт есть явные позиции для ПТ-шек, “тяжи” толкаются в узких проходах, пытаясь выцепить уязвимые места друг друга, а легкие танки окольными тропами пробираются к вражеской “арте”. А усугубляет ситуацию тот факт, что после подбития вашей машины, остается лишь один путь — прямиком в ангар. Выбрать самолет и отомстить, или пересесть на другой танк вам никто не даст. Из-за этого ценность каждой машины возрастает в разы, а значит и требования к игроку тоже.

Внешний вид и технические требования

Игра более щадящая к требованиям по железу, чем War Thunder. Но это не значит, что выглядит она хуже. Напротив, локации, за которые “Тундру” можно смело поругать, здесь отрисованы просто отлично и довольно разнообразны. Тут вам и горы и степи и снег и дождь. Красивые пейзажи деревушек и древних замков. На любой вкус и цвет. Техника также отрисована и проработана отлично. Сравнивать игры в этом плане довольно тяжело.

В плане технического исполнения все тоже на уровне. Игра пойдет, пусть и не на максимальных настройках, но практически на любой сборке. А с учетом расположения серверов, заиметь плохой пинг довольно проблематично.

Коммьюнити

Это общий блок, в котором разделить игры практически невозможно. Целевая аудитория проектов крайне похожа в угоду принадлежности к одному жанру. И там, и тут вы встретите как адекватных, так и более агрессивных игроков. И в “Мире танков” и в War Thunder найдутся свои “нагибатели” и “знатоки”, а также действительно грамотные командиры и добродушные игроки, которые и из канавы вытянут, и подставлять под вражеские снаряды не будут.

Есть, конечно, отдельные касты, которые ненавидят все и вся, как, например “артоводов” в “Мире танков”, или бомбардировщиков в “Тундре”. Но это уже отдельная история, и как относится к тем или иным особенностям игры на определенных видах техники — решать каждому. Всегда найдутся правые и виноватые.

Донат

Что в “Мире танков”, что в War Thunder, донат играет довольно важную роль. И это не удивительно, ведь обе игры условно-бесплатные. В обеих есть премиум-техника, которая приносит больше внутриигровой валюты, и тут, и там за донат можно быстрее прокачаться. Но самое главное, что без премиум-аккаунта вам будет качаться долго и муторно. Этого не отнять. И винить разработчиков сложно, по факту вам никто не запрещает качаться самостоятельно и открывать новые машины. Это возможно. Но если спросить, насколько это выполнимо у игроков обоих проектов, то вам хором ответят, что лучше не стоит. Терпение не бесконечное, да и играть все же хочется с комфортом, а не садиться перед экраном, словно пришел смену на заводе отработать.

По ценнику опять же все плюс-минус схоже. Для комфортной игры вам не потребуется вливаний баснословных сумм, достаточно будет оформления боевого пропуска, а дальше все по желанию. И такой подход приветствуется больше всего, ведь если бюджет позволяет открыть топовые танки, то вот навык игры за деньги, увы, уже не купить.

Так во что же играть новичку в 2024 году?

Ответ на этот вопрос лучше будет дать самому себе. Исходя из вышеперечисленного, стоит просто сделать вывод о том, какой проект нравится больше. Если вы фанат разностороннего геймплея, вам нравится обилие событий и разнообразие — прямой путь в War Thunder. Тут и самолеты с кораблями, и техника поновее, но и будьте готовы, что чем больше переменных, тем сложнее со всеми ними смириться. И если те же бомбы от штурмовиков и ваншоты из кустов вас не напрягают, то вперед!

Ну а если вы хотите более методичного, можно даже сказать точечного геймплея, если вам интересно узнать, куда лучше стрелять ИСу-7, чтобы пробить, то “Мир танков” станет отличным выбором. С каждым новым уровнем и пополнением ангара игра будет чуть более требовательна к вам. И это затягивает. Но вот однообразность геймплея может немного отталкивать, особенно ближе к хай-левел уровням, когда и прокачка начинает наседать. Однако игра вознаграждает терпеливых, и, в целом, словно больше напоминает киберспорт, нежели развлечение.

Если сравнивать грубо, то можно назвать War Thunder условным Battlefield, а “Мир танков” — CS2. Оба проекта хороши и привлекают сотни тысяч игроков. И там, и там есть танки, но везде свои особенности. Прежде, чем врываться куда-то конкретно, советуем посмотреть обзоры, трансляции и почитать патчноуты. Это поможет определиться с тем, какой именно танковый геймплей подойдет именно вам.