Ничто не пугает современного геймера сильнее, чем «повесточка». Кажется, что некоторые запускают новую игру так же, как герои хорроров заглядывают в закрытую комнату: со смесью ужаса и любопытства. Но так ли страшен черт, как его/ее малюют? Складывается ощущение, что поиск ненавистных нарративов превратился для сообщества в народную забаву с алармистским оттенком — своего рода охоту на ведьм. Особенно ярко это проявилось в скандале вокруг трейлера «Ведьмака 4».
Цири, горячо любимая как геймерами, так и самим автором серии книг Анджеем Сапковским, внезапно (но в то же время ожидаемо) вызвала возмущение части игрового сообщества. «Они превратили Ведьмака в транса!» — заявляют одни, в то время как другие более обстоятельно доказывают, что вся серия держится на Геральте, и сменить героя можно было только под давлением «проклятых леваков». Может быть, в случае с другой игрой этот вопрос стал бы более спорным, но Цири — настолько важный персонаж, что игра с ней в главной роли обязана была появиться.
Впрочем, совсем необоснованными эти переживания не назовешь. Было бы лукавством утверждать, что никто не почувствовал легкого сожаления, неизменно возникающего, когда любимый персонаж отходит на второй план. Виноваты ли тут политические мотивы? Едва ли. Сценаристы столкнулись с классической дилеммой: выжимать из героя все соки, пока очередной сиквел не начнет вызывать зевоту, либо показать знакомую вселенную с нового ракурса. Понятно, что геймеры будут скучать по брутальному, бородатому и порой забавно-нелепому в своей мужиковатости Геральту. Но годы обсуждений выработали у комментаторов способность путать эту (или любую другую) эмоцию с влиянием «повесточки», из-за чего на Цири посыпались незаслуженные оскорбления.
Кто-то возразит: «Не геймеры виноваты. Стало слишком много игр с ярко выраженной воук-культурой!» Правда же куда проще: стало слишком много игр. Точка. За прошлый год в одном только Steam появился 14 531 новый проект. Конечно, среди десятков тысяч игр найдется левая пропаганда. А еще — правая. Есть пропаганда здорового образа жизни и наверняка отыщется завуалированная пропаганда наркотиков. В Assassin’s Creed добавят темнокожего самурая, а нарративный директор того же «Ведьмака 4», Филип Вебер, сообщил, что в игре будет и сексизм и, расизм, и все, что геймерской душе угодно.
Что с этим делать? Пожалуй, пришло время признать, что термин «повесточка» больше не должен пугать или возмущать. Скорее, он должен вызывать такую же скуку, как старые мемы. В эпоху переизбытка игровых проектов концепция «не нравится — не играй» перестала быть дешевой манипуляцией, превратившись в необходимость. Фильтровать контент можно по любым основаниям, лишь бы не сойти с ума, пытаясь перепробовать все, что выходит. Мы можем позволить себе не превращать предпочтения в политическую борьбу и сказать прямо: «Я не хочу играть в эту игру, потому что главный герой — женщина. Повесточка? Она ни при чем, я просто не хочу».