Даже скептикам сложно спорить с тем, что в крутых новинках у геймеров недостатка нет — каждый год появляется несколько сильных шедевров. Но рано или поздно наступает момент, когда поиграть хочется, а сил погружаться в новую вселенную нет. В эти темные моменты мы и обращаемся к свету старых игр. То ли загадочные свойства человеческой психики, то ли раньше действительно трава была зеленее, но эти технологически примитивные по нынешним меркам проекты дают радости не меньше, чем многогигабайтные релизы последних лет. Сегодня вспомним одно из яркий явлений олдскульного гейминга — дилогию «Как достать соседа«.

Главный герой — Вуди, который мстит своему сварливому соседу Винсенту Ротвейлеру, превращая его жизнь в череду несчастий. Весь процесс транслируется как австрийское реалити-шоу, где целью игрока становится создание максимально эффективных и смешных пакостей.

Сводим с ума за пару кликов

Управление очень простое и сводится буквально к двум кнопкам мыши: левой показываем куда идти и что брать, а правой — то же самое, но крадучись. Вуди ходит по дому, ищет подручные материалы, изучает привычки соседа и устраивает пакости. Стоит чуть зазеваться, как сосед ловит нашего героя и жестоко (но справедливо) поколачивает.

Самые ловкие пакостники расставляют свои ловушки так, чтобы Винсент не успевал отойти от предыдущей. Это дает дополнительные очки и приближает игрока к перфекционистским 100%. Если же к идеалу не стремиться, то проходить миссии очень легко, никакого хардкора.

Все ли так однозначно?

Игра не стремится к сторителлингу, поэтому богатого лора здесь нет, но поэтому же в ней есть огромный простор для фантазии, которая подогревается множеством пасхалок. Нешуточные вопросы возникают один за другим. Что такого сделал сосед, чтобы стать жертвой в собственном доме? Точно ли злодей он, а не Вуди? А может быть тут и вовсе нет положительных героев?

Положительных героев возможно и нет, но сосед — фигура как минимум противоречивая. Отталкивающий образ с одной стороны и достойнейшая жизнь с другой. Он то рисует, то лепит скульптуру мамы, то занимается фотографией. Играет на фортепиано, выращивает цветы и следит за чистотой. Семейный человек искусства, разве не прелесть? Что удивительно, о главном герое, о Вуди, мы знаем куда меньше. Строго говоря, мы не знаем о нем ничего, кроме маниакального желания навредить соседу.

В сюжете есть и третья сторона — загадочный режиссер, расположившийся где-то сбоку от «четвертой стены». Именно он ставит нам задачи, и именно к его одобрению стремится Вуди. Вообще элемент реалити-шоу поднимает еще больше вопросов о том, что происходит. Это такое злое шоу Трумана? А может, сосед всего лишь актер (ну как не заметить телевизионные камеры в собственной ванной?!) Может быть режиссер — это и вовсе галлюцинация Вуди, которому нравится воображать себя звездой?

И, разумеется, стоит внимательно приглядываться к деталям. Нам многого не рассказывают, но дают  возможность почувствовать себя Шерлоком. И если исчезновение свиньи в серии про барбекю выглядит очевидно, то голова попугая в комнате с чучелами навевает жуть: совсем недавно он был жив-здоров… Да и что вообще за комната с чучелами!? И почему чучело зебры расположено, кхм, так?..

Неповторимый стиль нулевых

Визуальный стиль игры выдержан в духе мультиков 2000-х. Яркие цвета, выразительные персонажи и внимание к мелочам создают атмосферу легкой пародии на жизнь. Каждое действие Винсента — это небольшая театральная постановка. То, как он сокрушается над разлитым пивом или замирает в ужасе перед очередным сюрпризом от Вуди — маленькие сцены, достойные аплодисментов. Вот кто настоящая звезда!

Звуковое сопровождение идеально подходит под все, что мы видим. Когда Вуди крадется, мелодия становится плавной, в ответ на ярость соседа ритм ускоряется, а закадровый смех от падений прекрасно передает традиции старых ситкомов. Вся игра звучит ярко, органично и узнаваемо. Может быть знакомые фанфары играют у вас в голове от одного  только взгляда на скриншоты.

Итоги

«Как достать соседа» — это клубок противоречий. Простота уровней позволяет не напрягаться, зато для заветных 100% придется попотеть. Яркий стиль делает ее интересной даже ребенку, а интересная концепция словно случайно погружает нас в долгие рассуждения о судьбах персонажей. Но противоречия — это дополнительный контент, а главное, конечно же, пакости! Всегда приятно отвлечься от переживаний и сосредоточиться на разрисовывании чужого портрета под задорную музыку. Особенно, когда злой хозяин так уморительно злится.