В начале 2023 года состоялся релиз киберспортивной платформы от белорусских разработчиков — WISP GAME. В феврале мы уже обсуждали особенности платформы и планы на будущее. Но одно дело поставить перед собой цель, совсем другое — выполнить ее. Поэтому настало время поговорить о том, превзошли ли ожидания реальность или же наоборот, все оказалось куда лучше, чем планировалось. И вновь нашим собеседником стал директор WISP GAME и по совместительству владелец IT-компании K&K TEAM Игорь Криволь.

Перед прочтением этого материала рекомендуем ознакомиться с предыдущим интервью, перейдя по ссылке.

— Каких показателей успела достичь WISP за этот год?
— Мы растем с каждым днем, не тратя много денег на рекламу. На платформе 722 активных пользователя с привязанными аккаунтами Steam, а также около тысячи просто зарегистрированных. Было проведено 170 турниров и разыграно более $1 000 призовых. Есть уже и первые игроки, которые вывели свои честно заработанные призовые. Пока вывод осуществляется вручную. Но скоро все будет автоматизировано — и пользователи смогут получить призовые, нажав одну кнопку. 

В начале ноября должен был пройти один из наших первых крупных турниров по Dota 2 на шестнадцать команд. Но мы столкнулись с техническими проблемами, а также узнали, что подверглись DDoS атаке. Однако работа над ошибками была проведена, и ивент состоится. После него, планируется провести крупный турнир по CS.

 

— Какие новшества были добавлены в WISP? Насколько сильно они улучшили платформу?
— Обновления для платформы выкатываются в среднем раз в две недели. И WISP активно собирает фидбэк от пользователей. Самыми главными апдейтами стали поддержка новых режимов в CS2 (1vs1 и 2vs2), более тонкие настройки в Dota 2 и добавление информации об очередях на турнирах. Кроме того, была полностью доработана версия платформы на мобильных устройствах. В разработке находится система кармы для игроков и команд, которые занимают слот на турнире и не приходят.

Также в WISP появилась возможность разыгрывать призы от спонсоров и партнеров. Совсем недавно были добавлены реферальная система и кошелек пользователя, где он сможет просматривать историю своих начислений, а не просто наблюдать за балансом. 

В целом, основной упор идет на производительность и удобство. В начале года была еще сырая демка — теперь автономно работающий продукт. Игроки отмечают, что в WISP удобнее, чем на Faceit — проще и быстрее зарегистрироваться на турнир. Еще важным обновлением стала “админка” для клубов. Да, она еще неидеальна, но уже несколько клубов нашей страны ее активно тестируют. 

— Назовите главные проблемы, с которыми столкнулась WISP за этот год. Как их удалось решить и какие все еще не решены?
— Главными препятствиями стали скептицизм в нашу сторону и финансовая составляющая. И если первая проблема была решена титанической работой команды WISP в налаживании контактов с аудиторией, то вот с финансами все гораздо сложнее. Проект по-прежнему развивается и живет за счет собственных средств. В целом, это сказывается на скорости развития и моральной составляющей. Но сейчас мы находимся на финальной стадии сделки с инвесторами. Поэтому, надеюсь, в новый 2024 год сможем войти на позитиве и с деньгами. А если что-то пойдет не так, то проект в любом случае будет работать и развиваться дальше.

— Оправдала ли себя одна из главных особенностей WISP — NFT-токены?
— Это планировалось следующим шагом, после стабильного запуска самой платформы. Все в силе — на вторую половину 2024 года. Но в ближайшее время фанатов ждут интересные анонсы, связанные с NFT.

 — Изменилось ли мнение со стороны БАКС о WISP? Либо же вы сделали уклон в сторону других киберспортивных организаций?
— Думаем, что изменилось. После нескольких попыток переговоров какие-то общие точки были найдены. Однако прямо сейчас партнерство ассоциации и WISP не в приоритете из-за разных видений на будущее индустрии. Для нас важно развитие комьюнити и проведение как можно большего числа турниров в клубах. А у БАКС главными целями являются клубы и реклама спонсоров тем же клубам. Мы открыты к сотрудничеству со всеми организациями и не раз об этом заявляли. Главный посыл WISP — это создать сильные команды и сплачивать коллективы ежедневными турнирами.

— Появились ли на рынке другие платформы, которые бы взяли вашу эксклюзивную турнирную сетку?
— Наша турнирная сетка еще нигде не была внедрена, даже в WISP. Но когда на нашей платформе будут десятки тысяч пользователей, обязательно начнем продвигать этот инновационный подход. Благодаря фидбеку от клубов и игроков было сформировано четкое видение о том, как и когда это должно работать. Всему свое время.

— Оправдал ли проект те ожидания, которые были на него возложены в начале года?
— Проект в некоторых аспектах даже превзошел ожидания. Кроме того, основная масса пользователей понимает, что продукт в стадии разработки и могут возникать ошибки. Игроки спокойно к этому относятся и поддерживают нас. Это, несомненно, радует. Есть и ребята которые нам предлагают помощь на добровольной основе, наше комьюнити нам помогает! Людям и многим клубам откликается то, что мы делаем.

Огорчает одно — ожидание инвестиций. Это необходимо WISP как глоток свежего воздуха. Можно будет основательно сосредоточиться в работе над продуктом, расширении команды, отправиться покорять новые вершины. Расстроило также препятствие и скепсис от коллег по цеху, если можно так выразиться. Вокруг разговоры только о поднятии киберспорта, однако лишь единицы из десятка говорящих действительно что-то делают. Очень много противоречий и фальши в этой сфере на нашем рынке. Многие люди за все хорошее, против всего плохого, но при этом сами себе противоречат.

Это как в известной фразе: “Критикуешь — предлагай!” Но у нас в большинстве своем любят только обсуждать и критиковать.



— В прошлый раз вы упомянули о планах создать собственную команду. Как продвигается работа в этой области?

— Команда формируется в Москве: три игрока из России и, возможно, два из Беларуси. Еще одним коллективом будет тот, который станет лучшим в таблице лидеров. Будем формировать из наших лучших ребят сыгранные составы, а затем их тестировать в разных дисциплинах. Но это будущее, пока что на это увлечение ресурсы временно не выделяем. 

Также был опыт поддержки одной команды, которая попала с нашим тегом на Liquipedia и была в Main division на Esea. Однако после полугода сотрудничества было принято решение разойтись.

— Рынок Ближнего Востока — все еще мечты или уже покорен?
— Восток — дело тонкое. Я летом летал в ОАЭ, посетил клубы Дубая и Абу-Даби, рынок свободен. После получения финансирования мы планируем организовать там наши первые турниры. Клубы высказали свою поддержку. Abu Dhabi Gaming, который я также посетил, был доволен нашим проектом, поэтому вопросы о сотрудничестве вновь будут подняты в начале 2024 года.

Рынок Ближнего Востока очень вязок. Одними деньгами они не смогут толкать индустрию вперед при такой скорости принятия решений. Организаторам нужны агрессивные специалисты в продвижении киберспорта и чтобы рос уровень игры, а не уровень финансовой выгоды.

— Какие планы ставит перед собой WISP на 2024 год?
— Набрать первые 10 000 пользователей, подключить новые игры, добавить новые режимы и функционал. Проводить крупные турниры совместно с клубами, выйти на внешний рынок СНГ официально, запустить нашу лигу к концу года, ПракРумы, и, если успеем, маркетплейс. И это только вершина айсберга. Многие планы пока не подлежат огласке, так как находятся в ранней стадии разработки.