League of Legends — игра в жанре MOBA, однако сыскать массовое увлечение у геймеров СНГ и стать топовой киберспортивной дисциплиной региона ей не удалось, почему же так вышло? Давайте разберёмся.
Начало
Только лишь к 2013 году был запущен первый русскоязычный сервер по Лиге Легенд, предпосылками для этого стали успешные выступления команды «Moscow Five» в 2 сезоне серии турниров от Riot Games, команде удалось выиграть этап Intel Extreme Masters в Киеве, IEM World Championship в Ганновере, также пройти в полуфинал чемпионата мира от Riot Games, но всё же проиграли в упорной борьбе «Taipei Assassins» со счётом 1:2, заняв 2-место после «MiG Blaze» в рейтинге команд LoL по количеству выигранных призовых за сезон.
Организаторы и представитель Риот на русскоязычном сервера имели право проводить свои турниры как ESL и lol‐game.ru. СНГ-регион также получил квоту на International Wildcard Tournament (отборочный турнир к Worlds 2013), которая была разыграна в рамках Первого регионального чемпионата (ПРЧ).
Литовская команда «GamingGear.eu» одержала победу в финале ПРЧ, выиграв спустя короткое время отборочный турнир к чемпионату мира, но на Season 3 World Championship «GamingGear.eu» не смогли выйти из группы, закончив участие в турнире с разницей 1:7, только одну победу команда из Литвы одержала над североамериканской «Team SoloMid» в уже ничего не решающей для них игре.
Федерация компьютерного спорта России провела квалификацию на WCG 2013 — победу в ней одержала команда «The RED» («mjaso» прошлое название коллектива) за которую играли: Иван «FIRees» Силантьев, Дмитрий «DimaJke» Гуща, Антон «Fomko» Фомкин, Валентин «NikSar» (Zima zvR) Зимаков и Дмитрий «Dimonko» Коровушкин, полноценно таким составом сыграть не вышло и на замену вместо Dimonko и FIRees ,были взяты ZmeyGorynych и Dimode, таким составом «The RED» отправились на турнир в Китай. Команда вышла из группы со второго места, заняв по итогу 6-8 место проиграв в 1/4 турнира «Lyon Gaming» из Мексики 0:2.
Квалификации к IEM Season VIII Cologne на ru-севере для «The RED» прошли успешно, но на турнире пришлось играть с заменой — на этот раз Dimode заменил Fomko, замена явно сказалась не лучшим образом, уже на стадии 1/4 «The RED» проиграли команде Gambit Gaming, заняв в итоге 5-6 место на турнире.
Начиная с 2014 года в СНГ регионе прошли первые регулярные соревнования по League of Legends — первые сезоны SLTV StarSeries и ESL Pro League, коллектив «Carpe Diem» стал чемпионом StarSeries Season I, обыграв в финальной серии топ-1 команду первого сезона ESL Pro League «Team Dragon» со счётом 3:2.
На StarSeries season 2 была впервые разыграна квота на турнир для неосновных регионов, «Hard Random» как чемпион СНГ прошла на IWC Gamescom 2014. «StarSeries» 2015 год потерпела значительные изменения: число команд, участвующих в групповом этапе сократилось с 12-ти до 8, соревнования стали проводиться по системе двух сплитов в год: весеннего и летнего, оба чемпионства в этих сплитах по итогу себе забрали игроки с команды «Hard Random».
Команда «Hard Random» 23 мая 2016 года , с целью защиты от «поглощения» крупными организациями своих игроков по мере развития сцены, решила объявить о слиянии с мультигейминговой киберспортивной организацией Albus Nox, все игроки с состава перешли под новый тег «Albus Nox Luna».
Коллектив в плей-офф нового сплита LCL, занял 1-е место в регулярном сезоне, имея статус одного из претендентов на чемпионство. Обыграв в 1/2 финала команду «TORNADO.ROX» со счётом 3:0, «Albus NoX Luna» вышли в гранд-финал лиги, где одержали победу над «Vega Squadron» со счётом 3:2. Статус чемпионов летнего сплита LCL 2016 позволил «Albus NoX Luna» принять участие в IWCQ 2016 — отборочном этапе чемпионата мира по League of Legends 2016.
Групповая стадия отборочного wild card-турнира прошла более чем успешно, ANL удалось занять 4-место, пройдя в квалификационный раунд чемпионата мира, в котором они встретились с «Lyon Gaming». «Albus NoX Luna» одержали победу со счётом 3:2 и поехали в США на первый для СНГ с 2013 года чемпионат мира по League of Legends вместе с победителем другого финала IWCQ — INTZ e-Sports из Бразилии.
«Albus NoX Luna» уже в октябре 2016 одержала победу над корейским коллективом ROX Tigers и обеспечила себе путевку в четвертьфинал чемпионата мира по League of Legends, но увы проиграла европейской команде «H2k-Gaming» со счётом 3-0, однако это отнюдь не расстроило ребят.
«Быть андердогом не означает быть лузером» — высказался игрок команды Albus NoX Luna Кирилл Likkrit Малофеев.
После такого достижения громких побед на турнирах у СНГ команд было крайне мало, зачастую команды не проходили на мировой финал или крайне блекло играли, не попадая в основную LAN-стадию, тем не менее появились ребята в лице Unicorns of Love, ставшие чемпионами LCL и участниками 2020 World Championship, недавний LCL 2021 Spring также ушёл в копилку Unicorns of Love, со счётом 3:1 были переиграны CrowCrowd, но на долго ли хватит задора игроков и финансирования команды, покажет время.
Просмотрев достижения команд, есть ощущение, что не так уж в СНГ всё плохо с LOL, но тем не менее на фоне Доты 2 продукт Riot Games менее интересен в СНГ.
Dota 2 vs LoL
Причина низкой популярности League of Legends в СНГ — это Dota 2. Регион имеет мало медийных личностей в Лиге Легенд, как и хороших результатов про-команд на мировой сцене, в LoL от СНГ региона нет тех же Virtus Pro и Na’Vi с Доты 2, которые на протяжение нескольких лет выигрывали крупные турниры, радуя фанатов с СНГ региона и не только, совсем обратная сторона у команд с Лиги Легенд, топовых достижений с 2016 года на мировой сцене считай так и не случилось для региона.
Медийка тоже имеет свой вес, ведь вспомнить результаты игроков с Доты или CS, не открывая интернет, гораздо легче, а вот с Лигой дела не очень гладко обстоят, ведь сходу не все любители киберспорта в СНГ о достижениях команд с региона смогут ответить.
Малое количество любительских турниров по дисциплине также мешает росту популяризации игры, зачастую Федерации Киберспорта берут Доту 2 как дисциплину для своих турниров, считая LoL не достаточным в плане игроков, хотя это не совсем так, но игроков в Доту все же больше.
Низкие зарплаты профессионалов и освещение турниров
Киберспортсмены в Лиге Легенд по меркам топовых турниров у игроков в Доту 2, получают куда меньше призовых, в связи с чем молодые дарования с СНГ, смотрят на всё это и решают пойти в Доту, ибо там шансов зарабатывания призовых после выигранных игр будет больше. Довольно не приятный фактор, что некоторым игрокам в Лиге Легенд не выдавали призовые деньгами, а платили едой, девайсами, лутами внутриигровыми, что для профессионалов крайне не спортивно и очень не приятно.
Игроков с Лиги Легенд в СНГ не так часто зовут на рекламу игровой или массовой продукции, плюс студии освещения отстают в плане контента от студий с Доты 2 и самое печальное, найти на Твитче официальные трансляции на русском парочки турниров по LoL (не считая мирового финала и парочки других) просто нереально, студия освещения Starladder закрыло своё подразделение, видя как мало людей смотрит и прибыли с этого тоже мало было, студии Maincast и RuHub не планируют по этой причине у себя ввести трансляции по Лиге Легенд.
Донат
Донат считается тоже одной из причин, которая отпугивает игроков с СНГ, ведь в игре не все герои (в LoL это чемпионы) открыты сразу, дабы открыть всех надо много играть фармя внутриигровую валюту или донатить, дабы ускорить процесс, но в СНГ больше любят халяву по менталитету, а до 2015 в игре были специальные кристаллы, усиливающие чемпионов, то есть уже на старте игры ваш чемпион мог быть чутка сильнее остальных игроков, что нарушало баланс игры.
Время
Ключевой причиной не особой популярности LoL в СНГ — это выход самой игры, по большей части с MOBA многие познакомились с модификационной карты для третьего Варкрафта DOTA, играя в неё в компьютерных клубах и в период набирания оборотов киберспортивного движения в СНГ. DOTA появилась раньше Лиги Легенд, особенно для комьюнити СНГ, хотя тут многие могут поспорить, считая Доту 2 отдельной игрой, а карта для третьего Варкрафта не отдельная игра, но всё же концепция игры осталось той же почти и разделять Dota с Дотой 2 не имеет смысла, ведь по сути эта та же игра, но с более улучшенной графикой и системой, потому LoL не прижился особо у игроков с региона, учитывая ещё и то, что до 2013 о нём в некоторых странах региона знать не знали, как и было со мной, ведь только на Techlabs Cup By 2013 — Season 4 впервые увидел Лигу Легенд, на которую зрителям было откровенно говоря пофиг и плюс команды привезли на турнир не топовые.
Станет ли игра более смотрибельной и играбельной в СНГ, покажут только года, а пока Riot Games стоит задуматься, а нужен ли им регион вообще.