«Все боятся китайцев. Они хорошо играют и в пабах, и на просцене. Китай – безжалостные звери. Играют слаженно и алгоритмично, практически не ошибаются и умеют выходить из-под давления». Слышали что-то подобное? Пять лет назад каждый крупный турнир сопровождался хайпом вокруг китайских команд, которые «сейчас приедут и уничтожат всю Европу и Америку».

Но с 2018 года высокие результаты на TI показывала только PSG.LGD, дважды выходившая в финал, и единожды заняв третье место.

С мейджорами еще печальнее. С 2018 года прошло 20 событий, а Китай выиграл всего четыре: 2018/19 – Vici на EPICENTER и DreamLeague Season 11, 2021 – Invictus на Singapore Major, и в этом же году PSG.LGD на AniMajor.

2022 и 2023 прошли под диктовку Европы, а Китай с треском провалился на всех крупных турнирах. Легендарные игроки, например Ame, Maybe и fy, представлявшие конкурентоспособный тег PSG.LGD, разбрелись кто куда. К сожалению, другие ветераны сцены тоже не справляются с молодой гвардией западной и восточной Европы.

А где новые игроки? Не секрет, что онлайн в китайской доте достаточно высок. В чартах информация недоступна, но другие источники (например, стримерские сервисы), указывают на неплохие показатели.

И все же на хоть сколько-то значимых турнирах китайские команды показывают невзрачную доту, проигрывая даже европейским аутсайдерам. Почему при отличном онлайне и богатой киберспортивной истории Китай не может конкурировать с современными командами?

Смена меты

Китайский способ ведения игры отличается заранее заготовленным планом игры: фарм, сейв и выверенное завершение игры после определенных предметов на корах.

Но почему страшные ребята из PSG.LGD проиграли два финала? Ответ прост: Европа лучше понимает мету и умеет находить погрешности в «традиционной» схеме победы через коров с фармом.  И сейчас только Aster с Sumail в миде открывает для себя по-настоящему быструю и метовую доту. Остальной Китай будто из принципа не перенимает европейский метод ведения карты.

Подставные матчи и отсутствие мотивации

Скандал с Newbee, подозрительные намеки на полностью продажную тир-2 сцену, наконец вскрытие читов от Knights из первого дивизиона и раскрытие 322-схем даже в Европе указывают на то, что побеждать в Китае уже давно не принято.

Конечно, это относится не ко всем командам, но highmmr-паберу легче заработать на подставных матчах, нежели потеть за выход на официальные или партнерские турниры.

Бывший СЕО Virtus.Pro Сергей Гламазда рассказал любопытную историю. Однажды некая китайская организация предложила подписать VirtusPro.Prodidgy для участия в 322-схемах. Сумма за один матч – 100 000 долларов. Правда это или нет – решать вам.

Но и без детальной аналитики видна разница предыдущих и последних лет. Китайские болельщики всегда заряжали турниры, возводили про-игроков в ранг кумиров и очень горевали при поражениях, придавая доте особый шарм. 

Новое поколение игроков и зрителей не такие. Первые будто не хотят побеждать, а вторые потеряли интерес к Доте как к национальному достоянию.

Закон об ограничении времени 

Не будем заострять внимание на самом законе, однако обращу внимание на некоторые нюансы.

Безусловно, по аналогии с VPN, рвущем «железный занавес», не исполнять закон возможно. Но обход доступен не всегда, ведь за неисполнение или покрытие несовершеннолетних гражданину грозит серьезное наказание.

Уточним: этот закон не относится ко всему времени, проведенном за компьютером. То есть не играешь в онлайн-игры – тебя никто не тронет.

Однако самое забавное, что ограничение не распространяется на мобильные игры. Именно поэтому в Китае взрывная популярность мобильного гейминга. Кстати, League of Legends существует и в версии для смартфонов. Но даже она уступает другим MOBA в популярности.

Поэтому аудитория новых игроков до 18-ти лет мчится в мобилки, где игра всегда под рукой без периферии и рабочего места, закон на твоей стороне, а заработки на турнирах не уступают основным дисциплинам.

Что будет дальше

Сейчас Icefrog работает над неведомым проектом по Dota. Может быть, это мобильный порт? На мой взгляд, только он сможет зажечь интерес молодых игроков. 

Перспективы китайской дота-сцены крайне сомнительны. И это печально, ведь когда-то сильнейший регион, дарящий неповторимые эмоции на турнирах, генерирующий забавные мемы и ситуации, больше не способен конкурировать с новым поколением европейских игроков.

Автор: Андрей Лысенко