Совсем недавно вышел российский художественный сериал о киберспорте – “Хэдшот”. Проект вызвал неоднозначную реакцию со стороны зрителей. Некоторые сравнивали его с зарубежными работами и восхищались одним из главных героев. Другие испытывали гнев и отвращение при просмотре, даже предлагали запретить. Но кто понял фильм лучше и на чьей стороне правда? Давайте разбираться. И можете не волноваться – спойлеров сегодня будет мало. 

Начнем с базы, то есть с концепции самого сериала. Сюжет завязан на школьнике Денисе Огурцове, парень отлично играет в типичную королевскую битву – Battle. Естественно, для поддержания формы Денис много тренируется и, соответственно, прогуливает уроки. Желание ходить в школу отбивают и постоянные насмешки однокласснкиов. Драмы добавляют также проблемы с матерью и отчимом. Родители, мягко говоря, не одобряют увлечение парня. От безысходности Денис решается спрыгнуть с крыши… Но появляется он – персонаж школьника из королевской битвы, Шрам (пишется  стильно-модно-молодежно “IIIPAM”). И с этого момента аватар будет с Денисом на протяжении всего сериала. А теперь приготовьтесь, будет немного душно.

Шрам, роль которого исполнил Роман Курцын, ведет себя противоположно своему хозяину. И если перенести это в реальный мир, то получается, что персонаж является лишь плодом воображения самого Дениса. Именно несвойственные главному герою решения и будет подсказывать Шрам. И это явно отсылает (вольно или невольно) к работе известного психиатра Карла Юнга “Сознание, бессознательное и индивидуация”. В ней Юнг описывает такой архетип, как фигура Тени. Она примеряет на себя все те качества, которые личности несвойственны. А если учесть небольшие шизофренические отклонения Огурцова, то сериал становится вполне себе реалистичным. Теория идеально подтверждается в “джокерском” повороте в одной из серий. Образовательная страничка окончена – вернемся к обзору.

Действия сериала можно условно разбить на две сюжетные линии: центром первой становится сам главный герой, а второй — объект его воздыханий Рита. С Денисом все понятно. Он вместе со своей командой едет на турнир в Москву. Параллельно “Огурец” (какая же еще могла быть кличка у парня) будет знакомиться с новыми людьми, в том числе и влиятельными, и впечатлять их своим скиллом. Этакий ZywOo от мира PUBG. Но вот с Ритой все куда сложнее. Без лишних спойлеров: девушка хотела стать журналисткой и из-за этого связалась с наркотиками, хоть и не по своей воле. И тут мы подходим к довольно спорному моменту. Дело в том, что запрещенным веществам создатели отвели уже слишком много экранного времени. Геймеров это никак не касается, но проблема с наркотиками при этом — самая яркая линия сюжета в сериале о киберспорте.

Параллельно раскрывается до ужаса заезженная тема любого фильма о подростках. Речь, конечно же, о проблеме отцов и детей. Подана она крайне плоско. Даже в современных играх в этой теме находят незаезженные походы. Например, в недавнем God of War: Ragnarok были показаны обе стороны медали. И у родителей, и у детей есть губительные аргументы. А в сериале банально занимается позиция “детей”.  Подростки правы, а их глупые предки – нет.

Поговорим немного о технической стороне. В сериале показаны два мира: реальный и игровой. В первом нет ничего запредельного, типичная драма. А вот на внутриигровой составляющей Battle остановимся подробнее. Авторы пытались экранизировать типичную королевскую битву. Местами это получалось очень неплохо, благодаря динамической камере, которая летала туда-сюда во время экшен-сцен. Иногда оператора цепляли к герою, создавая вид от третьего лица. Прикольно.

Вообще сцены, снятые на натуре и в декорациях, выглядят хорошо, но как только добавляется графика, становится невыносимо смотреть. Благо, таких моментов не так много, но отвратительный хромакей будет сниться в кошмарах еще долго. Есть и интересный момент с “порошковой” кровью при попадании пуль. Создатели сериала довольно уместно скопировали этот эффект прямиком из PUBG. В игре мы тоже не видим “расчлененки” и реалистичных ран.

Немного затронем и самого виртуального аватара Шрама. Курцын сыграл альтер эго главного героя вполне неплохо, создав своеобразного Вааса (того самого психованного злодея из Far Cry 3). И так же, как и в Far Cry, аватар забрал на себя основное внимание. С одной стороны, дело в харизме актера, которая, без сомнений, намного выше, чем у молодых коллег. С другой — именно Шрам олицетворяет комедийную часть сериала. Без него все становится серым и драматичным.

Не забыли авторы и том, что Хэдшот – это проект в том числе о киберспорте. Стоит отдать должное, что геймерской клюквы от бумеров в сериале гораздо меньше, чем в предыдущих “творениях” той же тематики, но все же она есть (в тилте он, блин). Жаргон соответствует играм королевской битвы, если не считать комментаторов, которые иногда уж сильно ударялись в дотерские термины. Была также показана внутренняя кухня полупрофессиональных команд и то, как слишком умный менеджмент может обманывать молодых игроков для своей выгоды. К сожалению, и такие моменты есть и в реальном мире. 

В общем, сериал незаслуженно был обделен вниманием. Да, некоторые повороты сюжета и изменения характеров сделаны из воздуха, тема наркотиков затрагивалась очень часто, а конфликт отцов и детей был показан просто ужасно. Но все же это далеко не самый плохой художественный проект о киберспорте, тем более русскоязычный. “Сайбероценка” “Хэдшот” – 6/10.