Сложно с ходу вспомнить оригинальные работы последних лет у «Disney». На ум приходят «Принцесса и лягушка», «Холодное сердце», жаль только, что вышли в прокат они в 2009 и 2013-м годах. Ладно-ладно, у «Энканто» 2021-го — задумка интересная. На этом в общем-то все, я заканчиваю свое долгое вступление и начинаю открыто бомбить по «Русалочке»

Претензии к актрисе

Если вы ждете обсуждение цвета кожи главной героини и остального каста — то этого не будет. Холли Бейли органично смотрится в виде морской принцессы. Это ж волшебный мир, плод фантазии, генетика там может быть абсолютно любая. Пусть хоть синие русалки плавают в семи морях. Хотя меня улыбнули мемы, предлагающие актрису на роль рыбки Лолы из «Подводной братвы» — perfect match. 

Проблема в том, что киношная Ариэль плохо передает эмоции. Особенно в моментах, когда она без голоса. Не хватает мимики, жестов, действий. Не хватает энергии. Хотя к роли Ариэль Холли пришла с внушительным музыкальным багажом: альбомы, клипы. Вокал действительно шикарный, поэтому к музыке в фильме у меня нет никаких претензий. Актриса прекрасно поет, при всей моей любви к Эмме Уотсон из киноадаптации «Красавицы и чудовища» — разница между любителем и профессионалом очевидна. Но музыка — не актерство. Хотя добавляет очков фильму в целом. Песни там хорошие, как уже привычные и полюбившиеся, так и новые. Это неудивительно, ведь над музыкальным сопровождением работал композитор мультфильма-основы — Алан Менкен.

Что не так с ремейками от Disney?

Вместо того, чтобы придумывать что-то новое, «Disney» год за годом штампует бесконечные ремейки, большинство из которых — откровенная халтура. Да, маленький зритель обычно не слишком разборчив, ему чем проще, тем лучше. Но пощадите взрослых, которые тоже ходят в кино вместе с детишками. Я смеялась только на новом «Аладдине», да и то, буквально пару раз. «Русалочка» утопила меня в пучине топорности, предсказуемости и нелепой мотивации. Ремейк должен привносить что-то новое и уникальное в старый сюжет. Но не лепить лишние детали туда, где они не впишутся.

Например, если раньше к мультику были претензии по части картонности принца, в киноадаптации Эрик все такой же картонный, но с большим экранным временем. Хорошо, еще и с внутренним конфликтом в виде забот за будущее его королевства, но в вопросах отношений — провал.

Диснею неплохо удаются киноадаптации, где в главных ролях злодеи: «Малефисента», «Круэлла». Увы, создать внятного антагониста в ремейках они не могут от слова совсем. В новой «Русалочке» Урсула (Мелисса Маккартни) визуально смотрится прекрасно (а вы тоже видете сходство с феей-крестной из «Шрека?»), на этом сильные стороны персонажа заканчиваются. На экране типичный злодей, который проговаривает все свои темные замыслы, и к этому добавляем истеричность героини, некую детскую обиду, наводку на которую сценаристы дают, а вот раскрыть забывают. И это не единственный косяк. Оно неудивительно, динамика фильма и так получилась слишком рваная. Серьезно, Ариэль продает голос в обмен на ноги только на втором часу хронометража.

От ремейков ждешь реального переосмысления, а не вольный пересказ с налетом психологизма. Можно же было показать, кто убил мать русалочки, где настоящая родина принца, что произошло между Тритоном и Урсулой? Вместо этого мы получаем бунтующих подростков, но бунтующих так, чтобы при этом еще и лицо сохранить. 

Из интересных вставок, что я оценила: сюжетный финт с обманом Ариэль, когда она становится человеком и не помнит, что ей нужно сделать, чтобы быть с принцем. И появление знаменитой вилки, на которую главная героиня накручивает волосы, ей ее вручает актриса, которая когда-то озвучивала принцессу в мультике.

Что с сюжетом?

Сценарий полностью повторяет оригинал, только добавляет деталей, чаще всего лишних и не двигающих сюжет,  все завершает суперслащавый хэппи-энд.

Основой конфликта в новой «Русалочке» стали проблемы отцов и детей, а не запретная любовь. Повторюсь, что принц Эрик (Джона Хауэр-Кин) получает больше экранного времени, но от этого мы не начинаем лучше понимать его мотивацию и ценности. Кроме того, что он всегда поступает как джентельмен. И тоже любит приключения и коллекционирование безделушек — вот почему они с Ариэль такие родственные души. 

Актерская игра героев не впечатляет, кроме разве что у Ванессы (Джессика Александер) — принцессы-самозванки, ей бы я дала больше сцен, хорошо отыгрывает эмоции и безумие ведьмы.

Второстепенные персонажи и вовсе утратили шарм. Краб Себастьян стал излишне трусливым, а Флаундера будто бы добавили без причины. Чайка Скаттл стала девочкой без претензии на интеллект. Внешность «животных» я даже обсуждать не буду, хотя буду — могли бы и лучше «нарисовать».

В фильме много приемов «Бог из машины», когда героям помогают все вокруг, реально, им постоянно кто-то помогает и подталкивает к каким-то действиям. И все такие приторно-хорошие и понимающие, только психованная Урсула плохая. Довольно примитивная современная детская сказка. Манипулирует на ностальгии, но едва ли оправдывает ожидания. Но конвейер из ремейков — понятный и прибыльный бизнес, а значит мультяшные принцессы и дальше будут обретать физические тела.

Плюсы (с минусом):

«Русалочка» — легкое кино на один раз, если не фиксировать все его огрехи. Красивый подводный мир, когда с каким-нибудь «Аватаром» не сравниваешь. Классная музыка — с ней все хорошо.

Минусы:

Слабая актерская игра. Картонные черно-белые персонажи, больше всего эталонно положительных героев. Нет нового взгляда на первоисточник, а все изменения притянуты за уши.

Несмотря на то, что я с большего критикую фильм, он не настолько плох, насколько может показаться. Там много света, легкости, непосредственности, хорошей музыки, примирения семей и двух миров. Новые «Король лев» и «Мулан» я даже досмотреть до конца не сумела, а «Русалочку»  осилила — это уже что-то.