Фильм «Оппенгеймер» – это захватывающее кинематографическое произведение, которое переносит зрителей в эпоху Второй мировой войны, рассказывая о жизни и работе известного физика и инженера Дж. Роберта Оппенгеймера. Под режиссурой Кристофера Нолана фильм исследует трагические события и моральные дилеммы, связанные с созданием атомной бомбы и ее влиянием на мир после.

Вторая мировая война. Германия активно работает над разработкой ядерного оружия. В ответ на это Соединенные Штаты создают секретный проект «Манхэттен», целью которого является разработка первой ядерной бомбы. В этот проект вовлекают ученых из различных областей, и в числе них выделяется неординарный физик Дж. Роберт Оппенгеймер.

В фильме есть все любимые приемы Нолана. Это нелинейность повествования (кино часто скачет между допросом ученого после войны и событиями во время создания атомной бомбы), использование цветной и черно-белой пленки (интересно, что все события от лица Оппенгеймера цветные, а вот повествование от третьего лица — черно-белое) и давящая музыка, создающая напряжение и гнетущую атмосферу неизбежности. Даже не музыка. Это скорее звуки топота толпы на фоне или распада атома. Все три часа тебя не отпускает мысль о приближающейся катастрофе. С этим Нолан справился отлично.

От науки к морали

«Оппенгеймер» оставляет позади стандартные голливудские приемы и не собирается развлечь зрителей традиционными средствами. За три часа здесь всего одна блокбастерная сцена – мощный ядерный взрыв, и тот тестовый, ведь вся трагедия Японии в фильме остается за кадром. Взрыв, к слову, Нолан снимал вживую, без применения спецэффектов.

Удивительно, как Нолану удалось показать жизнь ученого захватывающе и динамично лишь за счет напряжения, диалогов и музыки. Мы наблюдаем, как Оппенгеймер увлекательно читает лекции по физике, переживает из-за начавшейся войны, решает проблемы в семье и становится “отцом атомной бомбы”. Видим и последствия такой победы и муки из-за того, что правильные идеи привели к неправильным жертвам. Нам показывают Роберта несовершенным, спорным, но гениальным человеком с огромной эмпатией ко всем.

Именно такой подход Нолана и делает кино интересным без экшен-сцен и спецэффектов. В один момент ты ненавидишь Оппенгеймера, а в другой – видишь его ранимую душу и мечтающий взгляд ученого победить в этой атомной гонке любой ценой.

Лучшее кино в карьере

Нолан часто работает с одними и теми же актерами в своих проектах. Киллиан Мерфи не в первый раз появляется в фильмах режиссера, но на этот раз – это лучшая роль актера в его карьере, а для Нолана – лучший фильм.

Смотреть на Мерфи, курящего сигарету и опустошенно уставившегося в даль можно часами. Актеру удалось передать все аспекты личности Оппенгеймера. От безумного ученого до любящего отца. От гениального спикера до своевольного лидера, который не раз ставит проект под угрозу.

Роли второго плана здесь также исполняют прекрасные актеры. В кино снялись Роберт Дауни-младший, Мэтт Деймон, Флоренс Пью, Гэри Олдмен, Рами Малек, Дэйн Дехаан, Кеннет Брана и многие, многие другие. При этом для Роберта Дауни-младшего это тоже одна из лучших ролей в карьере.

Роберту на удивление точно удается передать Льюиса Штраусса, который сыграл важную роль в разработке ядерного оружия. Когда актер заходит в любой кадр, он сразу же забирает все внимание на себя. В итоге все исполнители отлично дополняют картину, и на их взаимодействие и химию увлекательно смотреть. Все три часа кино пролетают незаметно за счет отличных актеров и диалогов. Очень надеюсь на “Оскар” в этом году и для Киллиана Мерфи, и для Роберта Дауни-младшего.

Смотрим?

«Оппенгеймер» – монументальное кино, вышедшее как нельзя кстати. Оно поднимает важные проблемы общества, рассказывает о холодной войне и всех ужасах применения атомной бомбы.

«Оппенгеймер» – магнум опус Нолана, в котором удачно сложились все его режиссерские приемы, актерская игра и музыка (интересный факт, но звуковое сопровождение для «Оппенгеймер» написал Людвиг Йоранссон, а не Ханс Циммер, как обычно). Настолько сильные истории с увлекательными диалогами, держащими тебя в напряжении на протяжении трех часов без какого-либо экшена выходят на экран крайне редко, и пропускать «Оппенгеймер» нельзя.

Автор: Дмитрий Екимов

“Оппенгеймер”. О чем Кристофер Нолан не рассказал нам в своем фильме?