Франшиза “Неудержимые” изначально была проектом весьма неоднозначным, а в дальнейшем и неоднородным. Будучи самыми что ни на есть приземленными боевиками, от части к части в фильмах менялось немало вещей. Вот и запоздалый четвертый фильм получился по духу весьма отличным от всех предыдущих. Что изменилось и пошло ли это картине на пользу, мы и обсудим в этом тексте.

Сама идея собрать в одном фильме актеров культовых боевиков 80-х в 2010 году выглядела интересно, однако уже отнюдь не так сногсшибательно, как если бы это случилось, когда все звезды были на пике. Сборы в общем-то это подтвердили – при бюджете в $80 млн фильм собрал $274 млн, что результат достойный, но далеко не фееричный. Наиболее успешной в плане сбора звезд старой школы стала вторая часть, где засветились и Вам Дамм, и Уиллис, и Чак Норрис, и у Шварценеггера была куда более заметная роль. Но даже это не помогло взорвать кассу, и при бюджете в $100 млн фильм собрал $314 млн, то бишь соотношение затрат на производство и сборов осталось почти идентичным первой части.

Неудержимые 2

Пусть сборы и не поражали воображение, но оставались удовлетворительными, так что третьей части быстро был выдан зеленый свет. Но здесь уже стали появляться первые проблемы с привлечением больших звезд классических боевиков. Сначала не удалось договориться с Джеки Чаном, затем и Уиллис отвалился, а Арнольд ограничился эпизодической ролью. На их места взяли Антонио Бандераса и Харрисона Форда, но хоть эти ребята, без сомнения, актеры титулованные, однако немного другого плана и легендами боевиков их вряд ли можно назвать.

Домыслов о том, почему не получилось вновь собрать всех легендарных дедов много, но наиболее правдоподобной является версия о деньгах. Мол, за возвращение все хотели много долларов, а Сильвестр Сталлоне, будучи главным продюсером, делиться не хотел. Вот и пришлось добирать тех, чьи аппетиты были не столь велики, и сталкивать их с молодежью из современных второсортных боевиков. Идея зрителю совсем не зашла, и “Неудержимые 3” при бюджете в $90 млн собрали в кассе всего $214 млн (примерно половину забирают кинотеатры).

Неудержимые 3

После таких неутешительных результатов все разговоры о продолжении сразу поутихли, хотя Сталлоне не переставал время от времени бегать под окнами студий, проталкивая четвертый фильм. И когда студии наконец сдались, грянула пандемия, отложившая съемки еще на более дальний срок. И вот, почти спустя десять лет, “Неудержимые 4” таки увидели свет. Сильвестру Сталлоне уже 77 лет, Форду — 81, а Брюс Уиллис, сыгравший во второй части, и вовсе завершил карьеру из-за деменции. Что же сумела предложить зрителю новая часть франшизы, вся суть которой крутилась вокруг культовых дедов?

Сразу разочарую тех, кто хотел вновь увидеть сборную 80-х, — четвертые “Неудержимые” уже даже не пытались провернуть то, что с большим или меньшим успехом удавалось предыдущим трем. Из культовых дедов остался лишь Сталлоне, да и тот уже в практически эпизодической роли. Официальной информации о том, почему номинальный главный герой серии вдруг резко ушел на третий план в интернете нет, так что остается лишь гадать. То ли Слай уже сам понял, что староват для такого, то ли бюджет фильма не удовлетворял его финансовые аппетиты.

Все же за прошедшие десять лет весьма серьезно взлетели акции Джейсона Стэйтема, у которого на момент старта франшизы был не лучший отрезок в карьере. Очевидно, теперь легендарный философ за свое участие просит куда большую сумму, чем за предыдущие три фильма, а потянуть двух суперзвезд и еще нескольких актеров средней величины бюджет уже не смог бы. Но это лишь теория. Можно предположить, что по той же причине в фильм не вернулся даже на эпизодическую роль Арнольд, который не так давно пристроился на теплое место в Netflix. К слову, в четвертой части Сталлоне также перестал числиться и продюсером – ранее ходили слухи о разногласиях звезды с коллегами, из-за чего Слай мог и вовсе выбыть из картины. Вероятно, все это каким-то образом друг с другом связано.

Сильвестр Сталлоне

Собственно, именно персонаж Жеки Стэтхэма, Ли Кристмас, и стал по сути главным героем фильма. Да и в целом 80% действия крутится именно вокруг него, что сильно выделяет четвертую часть на фоне предыдущих, где фокус всегда был на команде оперативников. Команда есть и здесь, однако действует она отдельно от Кристмаса, да и в целом находится на втором плане.

Из остальных персонажей оригинальной команды остались лишь Гуннер (Дольф Лундгрен) и Толл Роуд (Рэнди Кутюр), роли которых, как уже упоминалось, свелись к массовке. Также стоит отметить, что сценаристы, будто понимая, что актеры из оригинального состава уже не молоды, включили режим самоиронии. У кого-то подшучивают над здоровьем, у кого-то – над карьерой: смотреть, как Жека Стэтхэм листает в журнале вакансии механика и перевозчика – бесценно. Ничего сверхъестественного, но все же хорошо, что это включили в фильм, а то молодящиеся деды уже вряд ли вызывали бы какие-то чувства, кроме недоумения.

Лучшая часть фильма

Самым ярким пополнением актерского состава можно назвать Меган Фокс. На актрису боевиков она, конечно, не тянет, но как же она все-таки хороша во всем остальном. Меган, как дорогое вино, с годам становится только лучше, и смотреть на нее в майке без купальника – настоящая услада для глаз. И не скажешь ни разу, что перед тобой мать троих детей, на секундочку. Когда-то в нулевых мы были избалованы обилием красоток в кино и даже критиковали фильмы за это, а теперь же Меган на большом экране выглядит настоящим глотком свежего воздуха.

Про сюжет особо и сказать нечего: снова какая-то миссия, снова команду предают/обманывают (нужное подчеркнуть), снова мстится страшная мстя. Если шаблонные сюжеты предыдущих частей перекрывались чувством ностальгии, то в четвертых “Неудержимых” нет и этого. Так что идти на фильм стоит лишь если вам очень хочется посмотреть, как экранная пара Фокс-Стэйтем крошит плохих парней.