Если вы еще не смотрели “Асоку”, но планируете это сделать, то сразу стоит добавить небольшую оговорочку: предварительно вам стоит ознакомиться с четырьмя сезонами “Повстанцев”, а в идеале – еще и с семью сезонами “Войн клонов”. Да и три сезона “Мандалорца” неплохо было бы навернуть. Ведь сериал, по сути, сделан не для массовой аудитории, а для определенной когорты фанатов, что активно следят за вселенной с тех времен, как ее телевизионным ответвлением занялся Дэйв Филони. И вот почему…

Розарио Доусон в роли Асоки Тано

Первый эпизод встречает зрителя классической экспозицией в виде уплывающих титров, однако для человека непосвященного они мало что прояснят. Сюжет начинается с освобождением из тюрьмы некой Морган Элсбет, и, признаться, даже мне, человеку, следящему за всеми сериалами по ЗВ, это имя и сам персонаж поначалу ничего не сказали. Уже потом, зайдя на Вукипедию (Вики по ЗВ), я вспомнил, что эта тетя, оказывается, появлялась в одной из серий “Мандалорца” и вроде что-то там о чем-то знала… И вот примерно в таком духе весь сюжет сериала. Создатели не особо утруждают себя тем, чтобы объяснить, кто такие Асока Тано, Сабин Врен, Гера Синдулла и еще куча персонажей на третьем плане, которые, как оказывается, когда-то засветились в одном из эпизодов мультипликационных ЗВ. А потому, можно представить, какая реакция будет у случайного человека, который вдруг решит познакомиться со вселенной через “Асоку”.

Дайана Ли Иносанто в роли Морган Элсбет

В то же время для старых фанатов сериал, безусловно, станет приятным подарком. Уверен, любители “Повстанцев” заждались продолжения истории, а “Асока” как раз им и является. Множество знакомых персонажей на первом, втором и третьем плане будет обеспечено. Отсылок на старые проекты Филони так много, что без помощи Вукипедии разглядеть их все смогут разве что самые отъявленные поклонники его работ.

По этой же причине сериал довольно сложно рассматривать как самостоятельное произведение. И если отсутствие толковой экспозиции у ведущих персонажей еще можно объяснить наличием предыстории, то вот отсутствие какой-либо краткой биографии у новых героев понять очень сложно . Экспозиция, это в принципе большая проблема сериала, так как зрителю в целом мало что объясняют – просто показывают, рассчитывая на то, что человек просто все примет. И до какого-то момента это работает, но все-таки по ходу продвижения сюжета вопросы накапливаются, а ответы на них все никак не появляются до самой последней серии. Как бы выразился блогер BadComedian, сценарист развесил по всему сюжету “ружья Бондарчука” (как чеховское ружье, но которое в итоге не выстреливает), и в конечном счете это оставляет в недоумении. Откуда взялась эта парочка темных джедаев? Откуда у Элсбет технология, позволяющая летать в другие галактики? А кем был тот инквизитор в маске, из которого зеленый газ пошел? По поводу последнего сообщество успело построить кучу теорий, а его в итоге как ввели сюжет без объяснений, так же из него и вывели.

Также немного смутил персонаж самой Асоки, а точнее ее сила или же ее отсутствие в определенных моментах. Вроде бы сериалом рулит человек, который когда-то создал и на протяжении многих лет развивал героя, однако не совсем понятно, как именно это развитие происходит. Почему-то в одном сериале она на равных сражается с Дартом Молом и безоружная раскидывает инквизиторов, а в другом – не может одолеть какого-то ноунейм-джедая и едва-едва справляется со старой ведьмой. Возможно, ноунейм-джедай и старая ведьма сами не пальцем деланы, однако тут мы возвращаемся к отсутствию экспозиции.

К исполнительнице роли Асоки тоже есть некоторые вопросы. Вероятно, перед Розарио Доусон стояла задача сыграть умудренного жизнью джедая, но она будто чересчур вжилась в эту роль. Настолько, что диапазон ее актерской игры, это либо хитрая ухмылка на лице, либо абсолютно отсутствующее его выражение.

Это при том, что фактурно Розарио в своей роли смотрится отлично, равно как и остальные актеры, играющие персонажей, которых ранее мы видели лишь в анимации. В наше время не редкость, когда в экранизациях актеры внешне имеют мало общего со своими героями из первоисточника, но “Асока”, к счастью, не тот случай. Видно, что актеров одобрял, по всей видимости, лично Филони, а потому на роли Сабин, Геры и остальных ребят из мультфильмов подобрали очень подходящих людей.

А вот уже к игре актеров есть определенные вопросы. А точнее один: почему она такая невыразительная? Местами было ощущение, будто некоторые товарищи просто отбывали номер на съемочной площадке, либо съемки проходили в очень сжатые сроки и все снимали одним дублем. Особенное недоумение было в сценах, которые по задумке должны были стать наиболее сентиментальными и драматичными. Весь сериал ты ожидал какого-то катарсиса от встречи старых персонажей, которые были разлучены на протяжении многих лет, а в итоге видишь что-то в духе: “просто здравствуй, просто как дела?”

Аналогичные вопросы есть, конечно, и к постановщикам, но на мой взгляд, сыграть можно было и поинтереснее. Тем более, что анимационные версии отсутствием выразительности никогда не страдали. А так, выходит, получился просто хороший косплей.

Темп сериала не пнул, пожалуй, только ленивый – уже после выхода первых эпизодов многие писали и говорили о затянутости многих сцен. Не буду в очередной раз перемалывать это дело – могу лишь подтвердить, что это действительно так и местами очень даже ощущается. При том, что я не из тех зрителей, кому каждую секунду нужно подавать экшн, — и тем не менее, частенько ловил себя на мысли, что отдельные сцены и впрямь выглядят излишне затянутыми. Если убрать этот нюанс постановки, то, думаю, весь первый сезон можно было бы спокойно уложить в шесть серий. Благо в целом история довольно проста и прямолинейна.

Единственное, за что можно похвалить постановщиков, это бои на световых мечах. И то не все, а именно те, что один на один. В истории “Звездных войн” мы видели и робкое махание лампами в старой трилогии, и акробатические бои в приквелах, и битвы пьяных алкашей в новой трилогии. В “Асоке” же стилистика поединков на световых мечах стала больше походить на разборки самураев – по крайне мере, на то, как их обычно изображают в голливудских фильмах. И выглядят они действительно достойно, наблюдать за такими боями приятно. Но, когда дело доходит до более-менее массовых батальных сцен, чувствуется какая-то то ли халтура, то ли непонимание, как такое снимать.

Ларс Миккельсен в роли Гранд-адмирала Трауна

Подводя итог, если вы давний фанат ЗВ и следите за анимационной вселенной, то сериал определенно сумеет подарить вам теплые чувства. Ностальгия все-таки штука такая. Но если же вы в этой тусовке новенький, то что-либо помимо недоумения вы при просмотре будете испытывать довольно редко. Концовка оставляет неприкрытый намек на второй сезон, и хочется надеяться, что озвученные мной и многими другими недочеты в дальнейшем будут исправлены.