Состоялся релиз долгожданной российской игры “Смута”. Разработчики из Cyberia Nova хотели сделать свою версию Kingdom Come: Deliverance, только про средневековое Московское княжество. А к такому проекту охотно подключилось и государство. Поэтому чит-код на деньги у авторов был – осталось всего лишь сделать достойную игру. Конечно, перед разработчиками не стояла задача создать AAA-проект уровня третьего “Ведьмака”. Им нужно было доказать, что российский геймдев жив и все еще может радовать фанатов. Но Cyberia Nova сделала в точности наоборот. А что же именно пошло не так, расскажем в этом материале.
Откуда деньги, Лжедмитрий?!
Начнем, как всегда, с разработки. Тем более здесь есть что обсудить. Впервые об игре под названием “Смута” мир услышал в мае 2022 года. Тогда же стало известно, что авторы из Cyberia Nova получили грант на 260 миллионов российских рублей ($2.8 млн) от Института развития интернета РФ, то есть от государства. Потом эта сумма и вовсе выросла до 490 миллионов ($5.3 млн).
Причем “отбивать” эти деньги решили исключительно на ПК и через VK Play – на любой другой платформе купить игру вы не сможете. В общем, инвесторы верили в небывалый успех “Смуты”, который перекроет триумф прошлогодней Atomic Heart. Но тут вопросы есть даже в окупаемости новой RPG, не то что в “успехе”.
Атмосфера — класс, но исполнение…
А что же там по самой игре? Ну, из очевидных плюсов можно выделить сеттинг. От “Смуты” действительно веет колоритом одноименной эпохи в российской истории. Консультантов Cyberia Nova подобрала хороших. Поэтому костюмы и декорации в новой RPG выглядят достоверно и качественно. Да и вообще визуал выполнен на неплохом уровне.
Но это касается лишь общих планов. Ведь как только вы начнете с кем-то диалог, то сразу поймете, где разработчики схалтурили однозначно. Лицевые анимации в “Смуте” выполнены отвратительно. Персонажи с каменными 2D-лицами еле шевелят губами, зато руками машут как олдскульные рэперы. Такое чувство, будто мы вернулись в 2010 год. Хотя даже тогда были проекты с более проработанными анимациями.
С технической точки зрения все тоже очень плохо – игра ужасно оптимизирована. Даже на самом топовом железе вам придется терпеть лаги, которые полностью уничтожают все хорошее впечатление о визуале. Как только персонаж сдвинулся с места, начинает сильно проседать fps. И это даже без учета боевых сцен. Но настало и их время – пора погружаться в геймплей.
Царь-батюшка выдает гиги за шаги
Итак, игровой процесс в “Смуте” настолько же отвратителен, как и лицевые анимации. Мало того, что большую часть времени вам предстоит бегать туда-сюда и выполнять миссии из разряда “принеси-подай”. Так еще и сама боевка в новой RPG выглядит невероятно устаревшей. То, как герои машут (именно “машут” – не сражаются) своими саблями, выглядит смешно и неестественно.
Удары наносятся с заметной задержкой. Однако при этом отчетливо видно, что персонаж не выдохся и не набирает силу перед следующей атакой, а просто ждет. Вдобавок ко всему, во время боя сильно обостряются лаги. А про массовые средневековые баталии, как из Mount and Blade 2008 года, можете сразу забыть – максимум пара тройка бойцов на экране.
Однако основную часть геймплея RPG про средневековье составляют ходьба и диалоги. Поэтому забыть те ужасные лицевые анимации у вас не получится до конца игры. А что касается передвижений по карте, то тут тоже все совсем несладко. Мало того, что постоянно проявляются лаги и провисания fps, так еще и контента в “открытом мире” практически нет.
Более того, вы не сможете найти ни одного магазина, потому что, сюрприз-сюрприз, их в игре нет. Вы спросите, как же тогда переодеть своего боярина в красивые доспехи и купить ему стильный меч из последней шведской коллекции? А никак. В “Смуте” не предусмотрены кастомизации персонажей по воле игрока. Вы будете получать конкретные наборы (всего их четыре) по мере прохождения сюжета. Единственное, как вы можете помочь своему герою справиться с трудностями, – это прокачать его навыки. Но будем честны, этого мало.
Сюжет игры основан на романе Михаила Загоскина “Юрий Милославский, или русские в 1612 году”. Как вы могли догадаться, произведение посвящено “Смутному времени” в истории российского государства. Но интерес вызывает заявление разработчиков, что сценарий их проекта “будет более динамичен, чем литературный первоисточник”. Более динамичен… Страшно представить, что творится в оригинальном романе – 100 страниц описывается береза?
В общем, игра от Cyberia Nova оказалась действительно “смутной”. Очень тяжело в ней увидеть те самые полмиллиарда рублей. Ведь за исключением сеттинга и частично визуала, в новой RPG нет ничего достойного. Плохой геймплей, отвратительные лицевые анимации и ужасная оптимизация – все это выглядит далеко не на свой бюджет. Поэтому вопрос к разрабам о том, где деньги, остается открытым. Сайбероценка игры “Смута” – 3.5/10.