И недели не прошло, как завершился финал BEL’22 Level #2 по Dota 2. Очередной турнир Белорусской федерации киберспорта отгремел под комментарии как новичков, так и опытных мастеров микрофона. Никита razvalpetrovich Шистаков как раз относится к последней категории. Мы решили узнать историю становления Никиты в комментировании и его мнение о белорусском киберспорте.

Фото: “Ясно о киберспорте”

Как ты попал в киберспорт?

Все благодаря Белорусской федерации киберспорта. В социальных сетях увидел, что они ищут комментатора. Само-собой, на место был конкурс, организаторы устроили для нас небольшой стресс-тест. Я эту проверку прошел, и с того момента начали приглашать понемногу на небольшие турниры. Сейчас пришел к тому, что закрываю практически все соревнования от БФК.

А ты, будучи помладше, геймингом увлекался или это заинтересовало тебя позже?

Мне игры нравились еще со школьных времен, как и многим. Я учился в восьмой гимназии в Минске (как раз рядом с тем местом, где сейчас находится META ARENA), и рядышком был компьютерный клуб, куда мы с друзьями постоянно гоняли. Понятное дело, интересовались классическими играми: первая Dota и CS 1.6. С тех пор и понеслось.

Какая игра в итоге стала твоей любимой?

Хотелось бы сказать, что Dota 2, но комьюнити игры просто убивает. Поэтому отвечу CS:GO.

У каждого есть история никнейма. Как ты пришел к своему?

Есть такой мем, мол, вот в Dota играют всякие мужики с завода. Разные там Санычи, Викторовичи и прочие. И вот как-то мы играли с ребятами, все шло супер хорошо, мы делаем минус пять. И кто-то сказал вместо привычного “это развал кабинета” “это же развал Петрович”. С тех пор и прицепилось.

Поговорим, непосредственно, о комментировании. Будем честны, выжить, работая только на локальных турнирах, довольно сложно. Чем еще зарабатываешь?

Отчасти ты прав. Дело в том, что не выживешь, если будешь работать лишь на одном проекте. Я работаю с UCC, они подкидывают периодически турниры для комментирования. Работал с VOKA gaming, но к ребятам было много вопросов.

Вряд ли кто-то у нас сейчас гребет деньги в комментировании. Взять того же Витю (прим.: Виктор Arr1va Коломыткин): он любит работу у микрофона, но при этом у него другой основной способ заработка.

Раз уж ты упомянул коллег, расскажи, с кем тебе больше всего нравится работать в тандеме из коллег?

Возможно, прозвучит грубо, но я считаю, что сейчас в Беларуси, в принципе, есть три комментатора: Витя Arr1va, который берет, может, не мастерством, но своей харизмой и вовлеченностью в процесс, Максим Kwocky, больше работающий сейчас на Pavaga Gaming, и я. Вот с двумя этими ребятами больше всего и нравится.

По большому счету, других комментаторов, которые регулярно работают на белорусских турнирах, нет.

Какой из турниров, которые ты комментировал, запомнился больше остальных?

Определенно МЭТА в 2021 году, когда в финале играли украинцы из Kyiv и казахи из 100PingGods. Было очень любопытно наблюдать за таким CS, потому что он во многом превосходит белорусскую локальную сцену в макро-моментах.

Насколько понимаю, сейчас ты комментируешь только для БФК. В чем причина: мало в стране проектов или есть какие-то скрытые от глаз обывателя моменты, не позволяющие тебе работать для других организаций?

Да, на самом деле, сейчас в стране проектов не так много. Сейчас, например, VOKA gaming меня просто не позовет. Они почему-то считают себя конкурентами Белорусский федерации киберспорта.

Связывался напрямую с PLATOON: поговорил с представителями в дискорде, скинул демки, они заинтересовались. Позже мы разговаривали, и они напрямую заявили, что комментирование их турнира не для тех, кто хочет заработать. Я после такого не видел смысла продолжать диалог.

Расскажи подробнее о ситуации с VOKA Gaming.

Как и упоминал ранее, они считают себя конкурентами БФК. Например, по этой причине они не работают с Виктором Arr1va — он лицо федерации киберспорта. Лично я не понимаю, почему они ведут себя конкретно так. Именно Витя более яркий пример позиции VOKA gaming, потому что когда-то он и закрывал практически все их турниры, а сейчас просто им не интересен.

Прежде чем всецело уйти в БФК, я все еще работал с VG. Буду честен, прямым текстом никаких ультиматумов не ставили, но они от раза к разу упоминали, что мое сотрудничество с федерацией — это плохо.

Возможно, ты знаешь, у VOKA gaming и БФК какой-то незримый конфликт?

Точно не знаю, но подхожу к этому с логической точки зрения. В моем представлении, конкурировать им банально не за что. Значит, есть какой-то конфликт.

Каков мой нынешний взгляд на VG: они создают Белорусскую ассоциацию компьютерного спорта и попросили БФК вступить в нее. Что принесет Белорусской федерации киберспорта членство в БАКС? По сути, ничего, кроме предоставления бесплатного оборудования и площадки по просьбе ассоциации. Логично, что руководство федерации отказалось.

БФК — коммерческий проект, который долго рос, чтобы стать таким, какой он сейчас. И совершенно понятно, почему они бы могли не захотеть предоставлять свои ресурсы просто так.

Рынок и комьюнити Беларуси слишком малы, чтобы их делить. Для начала надо этот “пирог” увеличить, развить и только потом уже делить.

Из ответа можно понять, что ты питаешь очевидный негатив к VOKA gaming. Возможно, дело в обиде на организацию за то, что они перестали предлагать сотрудничество?

Если честно, нет. По большому счету, мне все равно. Почему? Несмотря на то, что работая с БФК, я получаю не космические деньги, мне нравится их подход: трансляции в студии, профессиональная команда… Нравится ощущать серьезность всего процесса.

Работая с VOKA Gaming, ты, по большому счету, кастишь из дома. Это не так профессионально.

Не люблю считать чужие деньги и не буду этого делать. Но дело в том, что глядя на сферу, в которой работаю, понимаю, что она могла бы быть куда шире и куда более развитой с хорошим финансированием. Деньги есть у VG, но конкретного импакта от них для киберспорта в стране не вижу.

Предлагаю немного структурировать твои претензии к VOKA, По долгу работы я слежу практически за всеми турнирами и кажется, что ребята из VOKA Gaming проводят много ивентов, которые дают шанс поиграть большому количеству непрофессиональных геймеров…

Думаю, им стоит задать вопрос самим себе: “Зачем мы проводим турниры?” Любой чемпионат — это здорово. Но он должен что-то приносить. Я имею ввиду какую-то коммерческую выгоду.

Турниры будто бы создаются для того, чтобы было. Чего ребята из VG хотят добиться? Рекламировать сервис VOKA? Окей, но какая конверсия зрителей может быть, если турнир на Twitch смотрит примерно двадцать человек. И это я не говорю о том, что пользователи не захотят уходить с этой привычной стриминговой платформы. Реклама? Соответственно, с такой аудиторией она тоже никому не будет нужна. Говорю о просмотрах, потому что этой величиной легко оперировать.

Как итог, коммерческой выгоды от таких турниров нет, но они продолжаются. Комьюнити никак не растет, если судить хотя бы по фоловерам на тех же каналах. Организация имеет огромный ресурс, однако использует его непонятно как и на что.

Предположим, что эту критику прочли люди из VOKA Gaming и пришли к тебе за советом. Что бы ты им сказал?

Сугубо мой взгляд. У вас есть площадки. Например, само телевидение VOKA. Потратьте часть бюджета своего проекта для рекламы на этом сервисе. Пусть хотя бы небольшую сумму. Вспоминая, например, последний Fight Club, финал которого был в LAN-формате. Почему было не прорекламировать его, прибегнув к услугам материнской компании А1? Это ведь был бы огромный охват, даже при небольшом вложении.

Скажу, что устарела реклама и в социальных сетях. Вся она ведется в ВКонтакте, но почему не подключить куда более популярные сейчас платформы, например Tiktok, Instagram.

В условный БАКС входит множество организаций. Стоило бы скоординировать их всех, пройтись по школам и банально расклеить листовки на доске с объявлениями. Думаю, можно было бы связаться даже с министерством образования, чтобы попросить разрешение на этом на высоком уровне. С влиянием VOKA и А1 такая задача вполне выполнима.

И наконец наймите в руководство людей, которые заинтересованы в реальном развитии киберспорта, а не митапах по шесть часов.

Предлагаю вернуться к комментированию. Многие, приходя в профессию, знают о специфике работы в классическом спорте, но куда меньше информации о представителях киберспорта. Что на первых порах может быть сложнее всего для киберспортивного комментатора?

На самом деле, разницы между комментированием классического спорта и киберспорта не так много. Скажу больше: нужно равняться на мастеров слова, работающих на телевидении. У них настоящий профессиональный подход — они изучают статистику, работают над голосом.

Работать на радио или ТВ приходят люди, которые чаще всего имеют специальное высшее образование. Следовательно, они могут не иметь опыта, но будут так или иначе подкованы в это деле.

Порог входа в индустрию киберспорта ниже, но, увы, вместе с этим снижается и профессионализм. Это нужно подтягивать.

Скажи, сильно ли влияет мнение зрителей на настрой комментатора? Ведь в отличии от того же телевидения, вы всегда можете заглянуть в чат и увидеть, что там пользователи пишут о случайной оговорке или перепутанном названии какого-нибудь предмета.

Если честно, негативное мнение вряд ли может как-то задеть. Более того, оно может даже поспособствовать налаживанию связи с комьюнити: человек пишет что-то негативное, комментатор читает это, выходит на связь, дает свой ответ. Этот фактор рождает момент интерактива, повышающий вовлеченность зрителя.

Есть ли комментатор, на которого ты равняешься?

Мне нравится манера v1lat ускорять речь. Но вместе с этим, он начинает повторяться, а это не очень хорошо. Но, на самом деле, черпаю мастерство от всех понемногу.

Единственный, кого я считаю настоящим профессионалом — Алексей Pch3lk1n Пчелкин. Увы, он уже не работает, однако являлся представителем именно той категории комментаторов, которые имели специальное высшее образование. Когда включал стрим Алексея, то его подготовка сразу давала о себе знать.

С чего начинать путь в киберспортивном комментировании тем, кто хочет ворваться в индустрию?

Все очень просто: включаете любую демку из любой игры и комментируете. Можно потренироваться недельку-другую. Далее записываете это и скидываете в личные сообщения условной Белорусской федерации киберспорта. Все. Даже если вам откажут, поинтересуйтесь, какие проблемы нужно убрать, что было не так, и все получится.

Поговорим о белорусском киберспорте в целом. Как думаешь, почему на фоне других восточноевропейских стран, у нас блеснувших игроков гораздо меньше?

Все зависит от работы с комьюнити. В России, Украине и Казахстане кто-то в определенный момент начал заниматься индустрией, развивать ее, открывать коммерческие организации и команды. Это породило внутри страны стремление у геймеров, возможно, попасть в NaVi, Virtus.pro и так далее. Почему-то у соседних стран получилось все это, а у нас нет.

Безусловно, нельзя сказать, что в Беларуси ничего нет: у нас есть, например, та же Nemiga. Просто все развитие идет во много раз медленнее.

У тебя есть белорусский игрок или команда, за которыми ты следишь?

Сейчас слежу за CloudRunners в CS:GO. Они команда, но пока, насколько знаю, без спонсоров. Ребята молодые, круто ворвались, сумели подняться в HLTV выше Nemiga. Когда-то следил за River Family, но они распались.

В Dota ни за кем не слежу, но любопытство вызывает новый состав Nemiga.

Каким ты видишь белорусский киберспорт через 5 лет?

Думаю, что в любом случае киберспорт у нас будет развиваться, но главный вопрос: с какой скоростью? Возможно, появится какая-то новая организация. А может Белорусская федерация киберспорта сможет выйти на уровень более серьезных турнирных операторов и выиграть тендер на трансляцию каких-то серьезных турниров.

Верю, что организации из Беларуси способны выйти на международный уровень. Все ресурсы для этого есть, нужно просто постараться. Эволюцию не остановить.