В минувшие выходные состоялось сразу два знаковых события для белорусского киберспорта. Во-первых, прошла финальная часть Universus – крупнейшего студенческого турнира по Dota 2. Во-вторых, наконец-то состоялось долгожданное открытие Pavaga Arena, в стенах которой и определяли сильнейшую команду представители белорусских вузов. Мы не могли оставить без внимания такой ивент и отправились оценить новый компьютерный клуб и посмотреть игры студенческих команд.

Организаторами Universus стали Белорусская ассоциация компьютерного спорта, Министерство образования Республики Беларусь, компания А1 и Республиканский центр физического воспитания и спорта. Участие таких учреждений показывает, что киберспорт не безразличен на государственном уровне. Можно сказать, что Universus стал очередным уверенным шагом в долгом пути к признанию киберспорта официальным видом спорта в Беларуси.

Всего к участию на турнире было заявлено 34 команды из 20 высших учебных заведений страны. На кону был не только призовой фонд в 1 750 белорусских рублей, но и возможность представить свой вуз в любимой игре. В стадию плей-офф прошли 16 команд, которые и поднялись на сцену Pavaga Arena.

К слову, о новой Pavaga Arena. По первоначальным планам площадка должна была открыться в ноябре прошлого года, но что-то пошло не так. Если вы когда-нибудь сталкивались со стройкой или ремонтом, то должны понимать, сколько подводных камней есть в этом процессе. Поэтому комьюнити с пониманием отнеслось к переносам открытия, но главное, что в итоге все получилось так, как и было задумано.

Но вернемся к турниру и атмосфере, царившей в эти дни на арене. Поддержать команды пришли одногруппники и одногруппницы участников. Кто-то прекрасно разбирался в тонкостях Dota 2, а кому-то объясняли, что такое «фарм», «ганг», «ХГ» и прочие базовые вещи игры. Перерывы между матчами заполнялись тематическими квизами. Стоит отметить, что организаторы хорошо проработали вопросы и без глубоких знаний механики, истории и лора Dota 2 что-то выиграть было просто невозможно.

Что касается соревновательной составляющей ивента, то до гранд-финала дошли команды madagascar из БГУ и Cardigans Gaming из БНТУ. Со счетом 2:0 победу праздновали представители технического университета. Кстати, если бы букмекеры принимали ставки на победителя турнира, то БНТУ был бы явным фаворитом, и дело тут не в уровне игры, а сухой математике: из 34 участвовавших команд БНТУ представляли 9. Получается, вуз готовит не только квалифицированных архитекторов, инженеров и программистов, а еще и перспективных киберспортсменов.

Республиканский размах Universus привлек внимание представителей белорусских СМИ, ведь многие в стране слышали про «какой-то там киберспорт», но в чем его отличие от обыкновенных компьютерных игр знает лишь небольшая часть населения. Подробно о международных трендах киберспорта, его развитии у нас в стране, а также дальнейших планах рассказал заместитель председателя Белорусской ассоциации компьютерного спорта и заместитель генерального директора по цифровым платформам и контенту компании А1 Антон Бладик.

– Как обстоят дела с киберспортом в глобальном плане, и на какой стадии развития эта индустрия находится в Беларуси?

– Если говорить о глобальном развитии, то сегодня это одна из самых развивающихся индустрий во всем мире. Во многих странах киберспорт является официально признанным видом спорта. Есть много различных федераций в Европе и Азии, ведутся активные переговоры с Международным олимпийским комитетом по поводу признания его олимпийским видом спорта. Сегодня киберспорт – это неизбежный тренд, который просто нельзя игнорировать.

В Беларуси делаются огромные шаги по развитию киберспорта, и мы видим, что количество энтузиастов, количество участников различных турниров растет из года в год. Безусловно, нам хочется видеть киберспорт официально признанным видом спорта в нашей стране, хочется, чтобы команды из Беларуси были достойно представлены на международных соревнованиях.

Привлечение внимания к киберспорту на государственном уровне – то, к чему Ассоциация стремится на протяжении всех трех лет своей деятельности. Наш ключевой приоритет – признание киберспорта официальным видом спорта, чтобы в Беларуси могли существовать команды, которые представляли бы страну на международных соревнованиях и своими успехами вдохновляли и мотивировали остальных. И турниры, подобные нынешнему, – один из примеров того, как это может работать: сегодня ребята борются за честь своего университета, а завтра – за честь страны.

– Universus – турнир среди обучающихся и сотрудников белорусских вузов. Почему был сделан упор именно на этой категории игроков?

– Такой формат выбран неслучайно. Школьники и студенты – это одни из самых больших сегментов аудитории, заинтересованной в играх. В турнире участвуют 34 команды из 20 вузов, игроки защищают честь своих учебных заведений. Когда есть интерес к турниру как сверху, так и снизу, получаются мероприятия, которые превосходят все ожидания.

Надо отдать должное Министерству образования, которое поддержало эту инициативу и помогло нам. Без этой поддержки турнир бы не состоялся. В вузах были созданы все необходимые условия, чтобы студенты могли достойно представить свои учебные заведения.

– Как сейчас Министерство образования и руководство вузов смотрят на киберспорт?

Министерство образования проявляет большой интерес к киберспорту. В кабинетах уделяют внимание тому, чем сегодня занимается молодежь. Увлеченность направлением игнорировать невозможно, и если невозможно игнорировать, то нужно создать комфортные условия для школьников и студентов. При этом учитываются вопросы безопасности, охраны здоровья и другие факторы.

Мне кажется, что есть хорошее понимание того, что такую деятельность не нужно запрещать, киберспорту необходимо скорее помогать и подсказывать. Мы совместно с Министерством образования разрабатываем все необходимые комплексные мероприятия для того, чтобы процесс был контролируемый и шел на пользу подросткам.

– Студенческий турнир проходит в стенах новой Pavaga Arena. Насколько это знаковое событие для белорусского киберспорта?

За последний год в стране открылось много компьютерных клубов и арен. Это прямой показатель того, что у людей есть интерес к киберспорту. Я не могу сказать, что Universus – это первый турнир, в котором участвуют студенты или школьники. До этого в стране проводились подобные ивенты, но не в таком масштабе. Здесь очень важно то, что это все происходит при поддержке Министерства образования. Это совместная инициатива, поддержанная на уровне государства.

– Universus разовая инициатива или планируется сделать этот турнир постоянным?

– Хотелось бы, чтобы в турнире приняло участие больше команд. В Беларуси более 50 вузов, но мы видим, что здесь представлена только половина из них. Я думаю, что этот турнир станет хорошим примером для остальных учебных заведений, и в следующий раз он будет еще более масштабным.

Студенческий спорт всегда поставлял кадры для профессионального. У киберспорта, как у всех классических видов, происходит также. На базе студенческого киберспорта проводятся универсиады, какие-то профильные турниры, позволяющие формировать команды, которые затем могли бы становиться более профессиональными. Это тоже очень хорошая тенденция.

– У вас очень хорошо получается развивать киберспорт в стране, а вы сами играете во что-нибудь в свободное время?

– Я точно не киберспортсмен, а скорее простой геймер. Конечно же я слежу за изменениями в индустрии. Чаще всего играю на консоли, где я могу это делать вместе со своим сыном, либо смотрю на планшете обзоры каких-либо новинок. Но понятно, что я далек от того, чтобы быть киберспортсменом. Я из той плеяды геймеров, которые помнят те старые добрые времена, когда играли в DOOM, Quake и «Контру».