Времена меняются, а вместе с ними меняются и действующие лица на поле белорусского киберспорта. Часто молодые игроки и любители компьютерных баталий даже не знают о том, кто поднимал индустрию в нашей стране. А зря! Эти люди могут многим поделиться: от опыта и реальных кейсов, до житейских историй и взглядов на жизнь с высоты своих лет. С одним из таких старожилов, вроде бы ушедших на покой, а вроде и нет, поговорила редакция ProCyber.me. Кому-то он известен как “тот админ WCG”, кому-то как flex, а кто-то знает его как просто Пашу Волкова. О истории создания канала “Дворового киберспорта“, первых серьезных белорусских турнирах и нынешней жизни Паши — читайте в этом интервью.

Ты месяц назад летал на IEM Katowice 2023. Как потусил в Польше?
– У меня была довольно долгая дорога – 900 км. Но вариант с самолетом даже не рассматривал, потому что был случай, когда человеку с польской визой D, как у меня, ее аннулировали прямо в аэропорту. Потому из Белграда я ехал на автобусе: в 7 утра выехал, а в 10 вечера был на месте. Думал, что я буду уставший, но параллельно Саша Молочников ехал с женой из Минска: их автобус вернули из-за какой-то проблемной девушки, высадили ее, потом автобусу снова пришлось проходить границу. Короче, приехали они то ли в 2, то в 3 часа ночи. Вот уж кто действительно устал.

Что до Катовице – город на таких мероприятиях буквально оживает. Мы потусовались с ребятами здорово, хоть и недолго.

Как прошла встреча белорусов со всего мира в Польше?
– Да тут особо нечего рассказывать. Меня куда больше впечатлило то, что вот все совпало таким образом, что люди из городов разных стран смогли собраться в одном месте. Кто-то ехал из Бордо, кто-то из Белграда, кто-то из Минска, кто-то из Вроцлава. Хотелось бы, чтобы такие встречи проходили регулярно. Кроме того, что люди просто встречаются, им еще и удается посмотреть, как выглядит киберспорт мирового уровня.

Источник: Дворовый киберспорт

Сейчас твой Дворовой киберчат стал местом, где все эти люди, уехавшие из Беларуси, как раз имеют возможность пообщаться друг с другом. Считай, что ты создал международный хаб по тематике белорусского киберспорта. Представлял, когда этот канал зарождался, что все выйдет именно так?
– На самом деле в этом-то и была идея основная. В момент его создания я был в БФК. Какого-то общения у федерации с комьюнити не было, вот я и предложил такой проект. На большом собрании по “важным вопросам” разрешение на реализацию дождаться так и не удалось, потому просто забил, создал канал и чат сам. Короче, общение комьюнити и с комьюнити – вот основные идеи этого чатика.

Немного отойду в сторону от вопроса. На самом деле, этот чат канала можно воспринимать просто как место, где люди что-то хейтят или обмениваются шутейками, но на самом деле, из него есть шанс понять общее настроение комьюнити, чем оно живет, что надо и что там заходит людям. Можно даже бесплатно потестить любую гипотезу. Увы, у нас люди не умеют работать с возражениями и не воспринимают конструктивную критику. Самый яркий пример – блоги Молочникова. Создается впечатление, что он там просто хейтит организацию и все, но на деле Саша сделал за БФК львиную долю работы над ошибками, которую нужно просто применить на деле. Здорово же, когда из каких-то каналов и чатов можно почерпнуть то, за что бизнес-аналитики берут много денег.

Не думал, что из твоего канала может вырасти что-то посерьезнее?
– У меня нет идей, чем это может стать. Я не хочу привлекать туда, например, большое количество молодых игроков, которые во всевозможных чатиках составляют основу. Не хочу, чтобы он превратился в рекламную контору чего угодно, это не мое. Если когда-то все произойдет само собой и канал вырастет во что-то серьезное – класс. Если нет – мы и так прикольно проводим время, это мое хобби.

Неужели тебе не писали с рекламными предложениями?
– Если честно, было несколько раз, но даже не отвечал. Знаю, что подписчики отнеслись бы к рекламе нормально, это даже показал опрос, который я проводил, но не хотелось бы превращать канал в черти что, рекламируя какую-то ерунду. 

За последние несколько лет в белорусском киберспорте довольно многое поменялось. На твой взгляд, стало лучше или просто стало “по-другому”?
– Думаю, все же второй вариант. Классно, что киберспорт как пузырь начал сдуваться, стал более открытым, ведь за всеми турнирами, за всеми съемками и так далее стоит большая работа, которую не видно. Раньше ты мог добавить “кибер” в название любого проекта и увеличить его стоимость раза в полтора. Сейчас же все знают стоимость трансляций или интеграций, белорусский рынок обрел очертания, понятные всем.

Лучше не стало, потому что не появилось новых организаций. Хорошо, что остались прежние.

Откатимся во времена, когда трава была зеленее, а БФК делал турниры, к которым ни у кого не было претензий. Не считаешь, что тогда был будто бы золотой период для киберспорта в Беларуси?
– Не совсем. По мне, так золотой период был где-то в 2010 году и чуть позже. Тогда мы действовали на каком-то энтузиазме, драйве. Кстати, именно в этот промежуток мы с Денисом Богушем уже думали над созданием БФК, но юристы выкатили совсем неподъемные по тем временам суммы за создание общественного объединения и пришлось уйти в закат.

Что же до времен создания федерации, в первый год мы действительно много чего крутого сделали. Вспомнить ту же МЭТА, идея которой принадлежит нам с Молочниковым. Мы очень хотели сделать турнир, который попадет на HLTV. Игрок Nemiga того времени Владимир “ROBO” Нескей помог с контактами админов сайта и МЭТА таки попала на HLTV. У нас тогда была невероятная эйфория от того, что вот написали на царь-сайт, а там еще и ответили согласием.

Со временем и это ушло, я ощутил, что “вырос из своей рубашки” и из-за этого отправился уже дальше.

В какой момент для тебя в БФК все пошло не в ту сторону?
– Трудно сказать. Думаю, что когда пришло осознание: мы бьемся с вымышленными драконами. Здесь я говорю о признании киберспорта. Мы провели много турниров, на руках имеем много крутых кейсов, подтверждающих документов и так далее. А киберспорт в стране все не признают. И тут было два варианта: либо и дальше зацикливаться на том же, либо что-то менять, потому что постоянно продолжать делать одно и то же без каких-то успехов – это трудно. Я, собственно, этой зацикленности и не выдержал.

Источник: БФК

Ты как считаешь: признание киберспорта нужно?
– Да, однозначно. Если этого не случится в ближайшее время, то организациям типа БФК и БАКС просто придется признать, что вся работа впустую. Слишком много денег и сил уже вложено, чтобы это состоялось.

Кто-то должен отвечать за изменения в киберспорте, а сейчас такой единицы нет. БФК и БАКС никто предъявить не может. Будь в ходу государственные деньги, то за них уже пришлось бы отчитываться результатом каким-либо.

Что, по-твоему, нужно делать всем причастным после признания киберспорта?
– Первым делом я бы хотел видеть всебелорусские турниры, нужно как-то подтянуть регионы. Необходимо создать царь-сайт, посвященный белорусскому киберспорту. Короче говоря, надо объединить народ и каким-то образом его посчитать.

После надо двигаться в направлении поддержки не профессионалов, а любителей. Да, понятно, что уже состоявшихся киберспортсменов не нужно забывать, но в первую очередь нужно дать шанс попробовать себя тем, кто на высоком уровне не играет, чтобы они поняли, нравится ли им такое вообще.

Что ты подразумеваешь под царь-сайтом? ProCyber.me не справляется?
– Нет, дело не в этом. Вы занимаетесь новостями, и с этим справляетесь. Я же говорю о таком вот FaceIt для Беларуси. Где будут соревноваться от команд двора до серьезных стаков в разных лигах. Отличным примером был Starladder, только там ребята замахнулись на более широкую аудиторию.

С Денисом Богушем мы обсуждали, кто должен стать “министром киберспорта”. На твой взгляд, кто это должен быть: человек из индустрии или уже бывалый функционер из госаппарата?
– Очевидно, это должен быть я. Не на других же людей это оставлять. 

И кто будет твой первый заместитель?
– Ну, Молочников к этому времени окончательно выживет из ума, так что даже и не знаю…

А если серьезно, в моем представлении это должен быть совет. Не важно, кто будет министром (пусть эта должность будет больше представительской), но люди из киберспорта должны будут сидеть, вместе оговаривать какие-то моменты. Важно, чтобы там были и люди из регионов. Плюс ко всему там должен быть попечительский совет из людей, причастных к классическому спорту, они могли бы давать советы. Кроме того, представители бизнеса.

Источник: Дворовый киберспорт

На правах пожилого человека расскажи, с чего начинался белорусский киберспорт? Во всяком случае тот момент, который ты застал.
– Помню 2001-2003 годы… У меня на районе уже открылся клуб V4, где главным админом был Саша Молочников. Точно не помню года открытия и закрытия, промежуток начала нулевых. Этот клуб был самым большим в Беларуси – 115 компов. Люди ехали со всего города, иногда приходилось ждать на улице по 2-3 часа, чтобы поиграть. И люди ждали!

У нас уже существовали тогда несколько сайтов: портал Белорусской федерации компьютерного спорта (да, такая тоже существовала), mousesport.by и, кажется, esports.by. Кстати, сайтом mousesport владел Андрей Гусаров, довольно известный маркетолог. Он так же был причастен к созданию sng.by (sport in the game). Это было объединение клубов Катана, Тарантул, v3 и других киберспортивных функционеров. Так вот, мы сидели и на этих сайтах читали что-то про местные турниры, а тогда были только LAN-соревнования, и восхищались тем, что какие-то чуваки выиграли других чуваков.

В 2005 году впервые прошли отборочные на World Cyber Games. Заправляла всем этим компания Samsung: она оплачивала победителю путевку в город, где пройдет финальный турнир. Вся страна ждала этот турнир целый год. Были, конечно, те, кто готовился и шел туда с целью побеждать, а кто-то собирался от WCG к WCG.
Также были чемпионаты серии ASUS с финалами в Москве.

И вот все было прикольно и супер до 2012 года (в этом году, кстати, от нас на WCG очень неплохо выступили дотеры, старкрафтер тоже хорошо сыграл). В 2013-м на финал поехали, если не ошибаюсь, только танкисты. У Samsung начались проблемы, они больше не были так заинтересованы в киберспорте. Помню, что уже сидя в Китае на вот этом финальном турнире WCG вышел представитель компании и сообщил, что они заканчивают с турниром. Так закончилась целая эпоха: киберспорт перестал быть монополизированным.

Много организаторов, например, тот же ESL, получили свободу. Забавно, что Samsung не дождался настоящего расцвета киберспорта всего пару лет.

Параллельно, где-то года с 2008, начался переход от LAN-турниров к online. В Беларусь завезли нормальный интернет и там появилось много соревнований.

Последнюю отметку, которую я поставлю в истории такого становления киберспорта Беларуси – 2016 год. Тогда Starladder привез в Минск i-League StarSeries XIV. 4 дня у нас играли лучшие CS-еры мира, билеты распродали за две недели до мероприятия, было просто невероятно круто.

А как ты в индустрию-то попал? Хотели многие, но немногие смогли.
– Помню как вчера! Ситуация вышла забавная. В 2006 году я играл в довольно неплохой команде, мы были таким крепким середнячком. Тогда люди тренировались как: кто-то созванивался с представителем тимы, предлагал место и время, когда можно покатать праки, встречали и играли. Перед самым WCG наша пятерка распалась, а за какие-то миксы выступать совсем не хотелось. На сайте sng.by увидел сообщение о поиске волонтеров на турнир. Мы еще как раз с Юрой “keeper” в icq обсуждали, что вот, было бы здорово поволонтерить на таких соревнованиях. Тогда оргам требовались просто линейные судьи: следить за матчами, результаты проверять, заниматься “подай-принеси”. Я в игре разбирался, был молодой и здоровый – подходил как нельзя лучше. Отписался — взяли.

Первый день отборочных проходил в ДК МТЗ. Мне дали 10 компов, за ними и наблюдал. Отработали первый день, все было отлично, но на второй день не пришел главный судья – Миша “bizzare” (он играл за топовую Ultimo). Мне просто сказали: “Чувак, ты вчера себя хорошо показал, теперь главный ты”. Сказать, что я о***л (прим.: необычайно удивился) – ничего не сказать. Тем не менее все прошло отлично.

Какое-то время после я еще играл в CS и параллельно помогал организаторам sng.by. Но потом все закрутилось-завертелось, я стал админить буквально все главные чемпионаты в стране. Со временем все упразднилось, ведь у каждого появился интернет, и LAN-турики почти все проводит Tarantul, где я и был главным судьей.

Источник: Дворовый киберспорт

Какой турнир, на котором ты админил, запомнился больше остальных?
– Каждый WCG был отвал башки. Чтобы было понятно, как тогда все организовывалось: за ночь до отборов в ДК МТЗ собирали компы, столы и т.д. Ты ночь не спишь, все это с ребятами там делаешь, а потом бац – и уже 9 утра и перед тобой стоит 100 команд. 

После этого финальные дни в ТЦ “Столица”. Согласно их правилам, давалось время с 22:00 до 10:00, чтобы все застроить (в этот промежуток торговый центр не работал). И вот мы ехали, чтобы за 12 часов создать что-то из ничего. Прикол в том, что подъезд там только один и нужно было следить, чтобы, условно, столы приехали раньше компов, дабы потом как слоями все застроить.

Потом проходили соревнования, стоишь, включается гимн WCG, который знали тогда все, а в голове только мысль “я вот это все сделал, все получилось”. Настоящая эйфория.

Топ-5 персонажей из мира белорусского спорта, с которыми ты познакомился еще будучи юным и зеленым.
–Топ-5 — это очень мало и поэтому я расширю список. Юра “keeper”, Саша Молочников (он пропадал куда-то после работы в клубе, но вернулся как раз к открытию БФК), понятное дело, Денис Богуш, Кирилл “wizler” Черновец, Сергей Воронович (CEO Nemiga Gaming), Арутр Калиновский, Кирилл Царёв, Антон Dobryak, Антон Striker, помню мелкого Игоря Солодкова, Сашу Кравчука и его команду из Пинска, и еще много-много-много людей, но их имена вряд ли вам что-то скажут – времена изменились и люди больше не имеют отношения к индустрии. Благодаря киберспорту я познакомился с огромным количеством разных и интересных людей – с кем-то мы были очень дружны в давнее время, а с кем-то поддерживаем связь до сих пор. 

Еще хочу выделить Лешу “dstr”. Он всегда возил стаки каких-то молодых ребят, много пацанов он привел в мир соревновательного CS.

Очень много классных ребят, увы, из индустрии ушли, но их все еще можно найти в Дворовом киберчате!

Источник: личный архив Павла

Паша, почему ты flex?
– Это все из сериала. Только вот я не помню из какого… Кажется, “К-9: Собачья работа”, там был персонаж, у которого “flex” прям в титрах было написано. А я малой тоже в трубах ходил, весь из себя такой рэпер, вот и прицепилось.

Когда ты еще играл в CS, какую роль исполнял?
– Да в мое время не было никаких позиций, тогда было два варианта: ты либо е*****ь (прим.: показываешь выдающуюся игру), либо нет.

Окей, ну рифлер ты был или авик?
– Играл и так и сяк, многостаночник. Серьезно, в то время люди часто занимались в игре буквально чем угодно, четкого разделения на всяких опорников, люркеров, авики, рифлеры не было.

Помимо киберспорта, какие у тебя хобби?
– Я скажу, что даже сейчас для меня киберспорт – это больше чем хобби. Каждый день общаюсь с ребятами, что-то мы обсуждаем, что-то придумываем. Затишья буквально не бывает.

Так что только киберспорт, и ему я благодарен за все!

Ты в Сербию переехал относительно недавно. Освоился окончательно в новой стране?
– Быт с семьей уже наладили, ребенок ходит в местную школу. Здесь люди немного по-другому живут, словно спокойнее. Никто никуда не торопится, все размеренно и от этого даже приятнее делать все, в том числе работать.

Всем советую посетить Белград! Да и вообще страна прекрасная, с интересной историей.

Есть тоска по родине?
– Конечно, однозначно есть. Я бы хотел вернуться в Беларусь, хотел бы может даже связать свою деятельность с киберспортом, делиться опытом. Но работать в сфере на чистом энтузиазме, как в 2006 году уже возможности нет, нужно думать о серьезном.

Закончим любимым вопросом: каким ты хочешь увидеть белорусский киберспорт через 10 лет?
Надеюсь, что к этому времени его наконец-то перестанут называть “быстрорастущим”. Хочу, чтобы финансовый пузырь лопнул и все окончательно поняли, что и сколько стоит, а приставка “кибер” не накидывала цену продукту.

Хочу, чтобы все было честно, прозрачно и соблюдались законы рынка.

При копировании ссылаться на procyber.me.